Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании

Страница 6

Социальная активность рассматривается как:

а) состояние субъекта, как качество, черта личности;

б) отношение к действительности, взаимосвязь субъекта со средой;

в) мера проявления социальной дееспособности человека.

Будучи качеством социального субъекта, она находит свое проявление в его поступках, деятельности и предстает перед нами как социальное явление реализации внутренних его потенций.

В рамках нашего исследования данное понятие мы рассматриваем в аспекте целеполагания и результата воспитания. Анализ сущности воспитания в дополнительном образовании подвел нас к выводу о том, что целью современного воспитания является личность, обладающая социальной активностью. Социальную активность мы рассматриваем как качество, интегрирующее различные характеристики личности, сформированные в процессе воспитания, как совокупность проявлений познавательной, коммуникативной, деятельностной, творческой активности.

Содержание воспитания в учреждении дополнительного образования определяется дополнительными образовательными программами, которые не только расширяют образовательное пространство ребенка, но и организуют активную социальную деятельность на основе деятельностного воспитания (воспитания делом).

Л.Г. Логинова отмечает, что дополнительные образовательные программы позволяют не только полнее использовать возможности обязательных обучающих программ, но и компенсировать известную их профильность, односторонность, унифицированность, а значит - расширяют возможность социализации.

Исследователь Е.Б. Евладова, анализируя содержание воспитания в дополнительном образовании, отмечает, что программы дополнительного образования детей открывают следующие возможности: создавать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ребенка фон для освоения содержания общего стандарта образования; выравнивать стартовые возможности личности; предметно ориентировать ребенка в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, эстетической, физической), опираясь на его склонности, интересы, личные особенности, гарантируя каждому ситуацию успеха «здесь и теперь», содействуя определению жизненных планов (включая и допрофессиональную ориентацию); компенсировать отсутствие в общем образовании тех или иных учебных курсов (прежде всего ориентрованных на культуру, психологию и др.); содействовать выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации.

Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей - средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности к ценностям, средство возведения базиса личностной культуры. Каждое учреждение дополнительного образования обладает своим комплексом программ и их классификацией, организуя, предоставляя социуму и каждому человеку свой вариант образования в культуре, свои возможности для компетентного выбора личностью жизненного самоопределения.

Опираясь на практику и современное состояние учреждений дополнительного образования, ученые формулируют следующее определение: образовательная программа – это направляющая, ориентирующая модель совместной деятельности педагога и ребенка, инструмент целевого формирования способности осваивать социокультурные ценности. Специфика программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования, их классификация, по мнению ученых, следует из признания дополнительного образования как:

образования, основанного на свободе выбора ребенком сфер и форм познания, деятельности и творчества, что удовлетворяет запросы и потребности детей и родителей;

системы, организующей и обеспечивающей персонификацию личности ребенка, и поэтому находящуюся вне жестких рамок образовательных стандартов;

образования, направленного на раннюю профилизацию, самоопределение личности, стимулирующих занятость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Болонский процесс в Украине
Согласно Болонской декларации, которую подписали 43 государства Европы (в том числе и Украина), современное высшее образование должно иметь двухуровневую структуру (бакалаврат и магистратуру) и использовать кредитно-модульную систему ECTS. После подписания этих документов в Украине была разработана ...

«Критическое мышление» и его характеристики
Анализ зарубежных, а также отечественных исследований показал, что не существует единого определения критического мышления. С одной стороны, в русском языке «критическое» ассоциируется с чем-то негативным, отвергающим. Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, конфликт, диск ...

Педагогическое общение
С каждым днем накапливается все больше научных фактов, которые подтверждают важность учета "человеческого фактора" как того узла вопросов, который нельзя обойти, решая задачи повышения эффективности производства, развития науки, культуры. Две главные фигуры в школе - учитель и ученик. Их ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru