Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании

Страница 6

Социальная активность рассматривается как:

а) состояние субъекта, как качество, черта личности;

б) отношение к действительности, взаимосвязь субъекта со средой;

в) мера проявления социальной дееспособности человека.

Будучи качеством социального субъекта, она находит свое проявление в его поступках, деятельности и предстает перед нами как социальное явление реализации внутренних его потенций.

В рамках нашего исследования данное понятие мы рассматриваем в аспекте целеполагания и результата воспитания. Анализ сущности воспитания в дополнительном образовании подвел нас к выводу о том, что целью современного воспитания является личность, обладающая социальной активностью. Социальную активность мы рассматриваем как качество, интегрирующее различные характеристики личности, сформированные в процессе воспитания, как совокупность проявлений познавательной, коммуникативной, деятельностной, творческой активности.

Содержание воспитания в учреждении дополнительного образования определяется дополнительными образовательными программами, которые не только расширяют образовательное пространство ребенка, но и организуют активную социальную деятельность на основе деятельностного воспитания (воспитания делом).

Л.Г. Логинова отмечает, что дополнительные образовательные программы позволяют не только полнее использовать возможности обязательных обучающих программ, но и компенсировать известную их профильность, односторонность, унифицированность, а значит - расширяют возможность социализации.

Исследователь Е.Б. Евладова, анализируя содержание воспитания в дополнительном образовании, отмечает, что программы дополнительного образования детей открывают следующие возможности: создавать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ребенка фон для освоения содержания общего стандарта образования; выравнивать стартовые возможности личности; предметно ориентировать ребенка в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, эстетической, физической), опираясь на его склонности, интересы, личные особенности, гарантируя каждому ситуацию успеха «здесь и теперь», содействуя определению жизненных планов (включая и допрофессиональную ориентацию); компенсировать отсутствие в общем образовании тех или иных учебных курсов (прежде всего ориентрованных на культуру, психологию и др.); содействовать выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации.

Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей - средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности к ценностям, средство возведения базиса личностной культуры. Каждое учреждение дополнительного образования обладает своим комплексом программ и их классификацией, организуя, предоставляя социуму и каждому человеку свой вариант образования в культуре, свои возможности для компетентного выбора личностью жизненного самоопределения.

Опираясь на практику и современное состояние учреждений дополнительного образования, ученые формулируют следующее определение: образовательная программа – это направляющая, ориентирующая модель совместной деятельности педагога и ребенка, инструмент целевого формирования способности осваивать социокультурные ценности. Специфика программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования, их классификация, по мнению ученых, следует из признания дополнительного образования как:

образования, основанного на свободе выбора ребенком сфер и форм познания, деятельности и творчества, что удовлетворяет запросы и потребности детей и родителей;

системы, организующей и обеспечивающей персонификацию личности ребенка, и поэтому находящуюся вне жестких рамок образовательных стандартов;

образования, направленного на раннюю профилизацию, самоопределение личности, стимулирующих занятость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Обзор программ по проблеме
На уроках музыки мы должны решать следующие развивающие задачи: развитие способностей (особенно музыкально-творческих), внимания, музыкального слуха, певческого голоса, памяти, воображения, мышления. Развитие творческих способностей – особенно острая проблема методики музыкального воспитания. А вед ...

Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста
Речь представляет собой своеобразную деятельность, которая, выступая в единстве с мышлением, занимает центральное место в процессе психологического развития ребенка. Речь имеет полифункциональный характер: слово является средством общения и средством мышления; обе эти функции внутренне связаны межд ...

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника
Очень часто родители обращаются с просьбой оказать помощь их робким, стеснительным детям, которые при поступлении в школу остро ощущать неуверенность в себе и нуждаются в поддержке. Перед нами стоит важная задача – помочь дошкольникам до поступления в школу преодолеть в себе застенчивость, робость, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru