Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании

Страница 5

Особенность воспитания в дополнительном образовании заключается в создании условий для свободного волеизъявления личности, в силу чего оно становится средством и механизмом ее самореализации и самоутверждения.

Ориентируясь на индивидуальные запросы каждого, воспитание в дополнительном образовании способствует приобщению личности к мировой культуре и общечеловеческим ценностям, формированию стратегии собственного развития.

Иными словами, дополнительное образование можно рассматривать как наиболее оптимальный в современных условиях институт воспитания социальной активности детей.

Понятие «активность» разрабатывали отечественные исследователи в различные периоды становления науки: А.А. Бодалев, Д.Б. Богоявленская, А.И. Крупнов, Б.Ф.Ломов, А.М.Матюшкин, В.Г.Мордкович, В.Д. Небылицын, Я.А. Пономарев, К.К. Платонов и другие.

«В живой и неживой природе, в общественной жизни – практически везде, где имеет место взаимодействие, - мы можем встречаться с активностью как со свойством объектов и как с мерой процесса их взаимодействия», - констатирует В.Г.Мордкович.

В системном подходе активность определяется как способность той или иной системы к самодвижению, саморазвитию, саморегулированию. Она рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, присущая живому существу способность к самостоятельной силе реагирования.

Таким образом, трактовка активности как всеобщего свойства материи выражается в ее способности к самодвижению; в способности изменять другие объекты; в способности развивать определенные внутренние состояния, актуализирующие природу объектов под влиянием внешних воздействий.

Особое место категория «активность» занимает в психолого-педагогических исследованиях, посвященных выявлению движущих сил и источников активности человека, закономерностей их индивидуального проявления, специфики их учета в различных видах деятельности.

Специалисты исследуют, как под воздействием внешних и внутренних факторов формируется активная позиция человека, как в процессе той или иной деятельности или изменения условий, возникает новый качественно иной уровень активности человека. А.И. Крупнов, В.Д. Небылицын рассматривают активность личности как группу личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира. Д.Б Богоявленская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.М. Матюшкин, К.К. Платонов изучали структуру и динамику познавательной активности личности, общепсихологические и возрастные аспекты интеллектуальной и творческой активности. Суммирование наиболее общих и существенных признаков понятия «активность» в психологических исследованиях позволяет сделать вывод, что оно включает в себя:

количественные и качественные характеристики уровня интенсивности протекания процесса или любого взаимодействия;

количественную и качественную характеристику потенциальных возможностей субъекта (его свойства, качества) к взаимодействию;

представление об источнике любого процесса или взаимодействия, которое исходит главным образом из внутренних противоречий субъекта, опосредованных влиянием извне;

особое состояние, предрасположение к тому или иному взаимодействию или относительно устойчивое свойство, проявляющееся в уровне интенсивности реализации поведения, деятельности и их результате, устойчивости и объеме взаимодействия, исходящей из внутренней инициативы.

Проблемой социальной активности в педагогической литературе занимались Ю.Е. Волков, Ю.Л. Воробьева, Т.С. Лапина, Н.И. Мамаева.

Под социальной активностью понимается специфическая активность, проявляемая только людьми – отдельными личностями, группами людей, обществом, проявляемая в системе общественных отношений в соответствии с сознательно поставленными целями, имеющая преобразовательный характер.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Познавательная деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Игра – деятельность, выполняемая не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, забавы. Игра – особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане. Игра – форма деятельности в условных ситуациях, напра ...

Анализ самостоятельных письменных работ учеников школы №31 Невского района для глухих детей
Все приведенные выше исследования самостоятельных письменных работ школьников с нарушением слуха, на которых строится анализ характерных ошибок, имеют, понимания и восприятия письменной речи детьми с нарушением слуха, имеют существенную давность. Поэтому для наиболее полного освещения темы данной р ...

Классификация технических средств обучения
Технические средства обучения играют значительную роль в формировании научного мировоззрения учащихся. В отечественной и зарубежной литературе определились различные основания для их классификации: роль и функции ТСО в учебном процессе, дидактические основы и принципы применения, вид и степень возд ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru