Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании

Страница 5

Особенность воспитания в дополнительном образовании заключается в создании условий для свободного волеизъявления личности, в силу чего оно становится средством и механизмом ее самореализации и самоутверждения.

Ориентируясь на индивидуальные запросы каждого, воспитание в дополнительном образовании способствует приобщению личности к мировой культуре и общечеловеческим ценностям, формированию стратегии собственного развития.

Иными словами, дополнительное образование можно рассматривать как наиболее оптимальный в современных условиях институт воспитания социальной активности детей.

Понятие «активность» разрабатывали отечественные исследователи в различные периоды становления науки: А.А. Бодалев, Д.Б. Богоявленская, А.И. Крупнов, Б.Ф.Ломов, А.М.Матюшкин, В.Г.Мордкович, В.Д. Небылицын, Я.А. Пономарев, К.К. Платонов и другие.

«В живой и неживой природе, в общественной жизни – практически везде, где имеет место взаимодействие, - мы можем встречаться с активностью как со свойством объектов и как с мерой процесса их взаимодействия», - констатирует В.Г.Мордкович.

В системном подходе активность определяется как способность той или иной системы к самодвижению, саморазвитию, саморегулированию. Она рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, присущая живому существу способность к самостоятельной силе реагирования.

Таким образом, трактовка активности как всеобщего свойства материи выражается в ее способности к самодвижению; в способности изменять другие объекты; в способности развивать определенные внутренние состояния, актуализирующие природу объектов под влиянием внешних воздействий.

Особое место категория «активность» занимает в психолого-педагогических исследованиях, посвященных выявлению движущих сил и источников активности человека, закономерностей их индивидуального проявления, специфики их учета в различных видах деятельности.

Специалисты исследуют, как под воздействием внешних и внутренних факторов формируется активная позиция человека, как в процессе той или иной деятельности или изменения условий, возникает новый качественно иной уровень активности человека. А.И. Крупнов, В.Д. Небылицын рассматривают активность личности как группу личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира. Д.Б Богоявленская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.М. Матюшкин, К.К. Платонов изучали структуру и динамику познавательной активности личности, общепсихологические и возрастные аспекты интеллектуальной и творческой активности. Суммирование наиболее общих и существенных признаков понятия «активность» в психологических исследованиях позволяет сделать вывод, что оно включает в себя:

количественные и качественные характеристики уровня интенсивности протекания процесса или любого взаимодействия;

количественную и качественную характеристику потенциальных возможностей субъекта (его свойства, качества) к взаимодействию;

представление об источнике любого процесса или взаимодействия, которое исходит главным образом из внутренних противоречий субъекта, опосредованных влиянием извне;

особое состояние, предрасположение к тому или иному взаимодействию или относительно устойчивое свойство, проявляющееся в уровне интенсивности реализации поведения, деятельности и их результате, устойчивости и объеме взаимодействия, исходящей из внутренней инициативы.

Проблемой социальной активности в педагогической литературе занимались Ю.Е. Волков, Ю.Л. Воробьева, Т.С. Лапина, Н.И. Мамаева.

Под социальной активностью понимается специфическая активность, проявляемая только людьми – отдельными личностями, группами людей, обществом, проявляемая в системе общественных отношений в соответствии с сознательно поставленными целями, имеющая преобразовательный характер.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Идеи П.Ф. Лесграфта и В.В. Гориневского в области дошкольного физического воспитания продолжил Е.А. Аркин (1873–1948), профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач – гигиенист. Е.А. Аркин в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными з ...

Типология семьи. Семейные отношения
Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога и социального работника отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной ада ...

Средства, методы и приемы руководства двигательной активностью дошкольников
Для развития двигательной активности детей дошкольного возраста используются различные средства , Знание средств физического воспитания и их характеристик позволяет педагогу в соответствии с поставленными педагогическими задачами использовать все виды средств, отбирать наиболее эффективные физическ ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru