Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Образование и воспитание » Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности » Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Страница 1

Самосознание – способность человека выделить себя из окружающей среды и определить в ней свое отношение. Самосознание лежит в основе самооценки, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой .

Существуют несколько трактовок понятия самооценки. Дадим некоторые из них.

Самооценка – это компонент структуры самосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Самооценка возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания (самопознания, эмоционально-ценностного самоотношения).

Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих способностей, возможностей, места среди других людей.

Американский психолог У. Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:

Самооценка = успехи : притязания.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств.

Самооценка бывает высокая, средняя, низкая. Она может быть адекватной и неадекватной. Адекватность – это правильность самооценки, ее реальность. Но независимо от адекватности самооценки формируется уровень притязаний, он всегда совпадает с самооценкой .

Людей с высокой неадекватной самооценкой называют “страдающие мучители”. Они искренне страдают от неудовлетворенности. Человек легче идет на конфликт с окружающими, но уровня притязаний не снижает, т.к. мучительно трудно пересмотреть самооценку в сторону понижения, т.к. самооценка – базовое образование личности, центр самосознания. Эти люди отличаются неудовлетворенностью, завистливостью, конфликтностью, агрессивностью, озлобленные, тревожные. Они искренне считают, что их не понимают, обижают, затирают, обходят.

Низкая адекватная самооценка – скромные люди, которые искренне считают, что сидят на своем месте и занимаются своим делом. Низкая адекватная самооценка – люди, у которых скромность перерастает в застенчивость, это люди, обкрадывающие себя, им дано большее. Неуверенность в себе не дает им открыться.

Самооценка формируется под влиянием трех факторов:

с раннего детства под влиянием оценки родителей,

под влиянием оценки сверстников,

под влиянием успеха или неуспеха деятельности.

Таким образом, по данным фактам можно построить следующую схему формирования самооценки.

Формирование самооценки

Схема 1.

Одна из самых важных социально-психологических характеристик личности – ее самоуважение, т.е. обобщенное отношение личности к самой себе. Высокое самоуважение – свидетельство того, что человек уважает себя, положительно относится к себе, низкое – неудовлетворенности собой, отрицательной оценки собственной личности. Самоуважение тесно связано с самооценкой .

Часть личности человека, которая им осознается, называется Я или Я-концепция. Я-концепцию можно определить, как сознательное когнитивное восприятие и оценка индивидом самого себя, то есть мысли и мнение о себе.

Образ «Я» или «Я-концепция» относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которого он строит свое взаимодействие с другими и относится к себе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Сочинение как высшая форма проявления творческого воображения у младших школьников
Особое место в системе развития творческого воображения школьника занимает сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческого воображения ребенка. Сочинения в школе занимают особое место: им в известной системе подчинены другие речевые упражнения. Сочинение придает смысл всем урокам ...

Психолого-педагогические основы применения технических средств при обучении химии
Требования наглядности в обучении были еще провозглашены Яном Амосом Коменским в «Великой дидактике»: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, подлежащее вкусу – вкусом, д ...

Рекомендации педагогам по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это проявляется в формировании у ребенка произвольного действия. Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в свя ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru