Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Образование и воспитание » Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности » Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Страница 5

В связи с изменением в самооценке в 11 классе повышается тревожность.

На уровень самооценки, безусловно, влияет внешний вид юноши и девушки. Как было сказано выше, юноши и девушки придают большое значение тому, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образцу “маскулинности” или “фемининности”. При этом юношеский эталон красоты и просто “приемлемой” внешности нередко бывает завышенным, нереальным.

Поскольку наружность – важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям полезно знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают беспокойство, чувство тревоги.

Высокий уровень развития самосознания ранней юности, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своём характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценивать свои особенности. Они более ответственно и планомерно занимаются самовоспитанием, в отличие от подростков, но всё же нуждаются в помощи со стороны взрослых.

Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным. Можно рекомендовать старшекласснику объединиться с товарищами, составить совместный план самовоспитания, помогать контролировать друг друга.

Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования юноша может выбрать профессию, которая ему будет действительно интересна. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни .

А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой. Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Юноша готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к тому, что отсутствует стремление к самовоспитанию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами.

Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Опыт, знания взрослых помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

Самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых “трудных” подростков.

На основе сказанного можно построить схемы 2 взаимодействия.

Влияние родителей на формирование самооценки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Разработка и апробация серии занятий по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира
В 3-ем классе проводился специальный цикл занятий, представленный в пункте 1.3., на которых учащиеся овладевали знаниями и представлениями по исследовательской деятельности, выполняли задания, направленные на формирование исследовательских умений (см. приложение 2). Проводя урок по окружающему миру ...

Математические методы познания
Математическое моделирование Большинство психологов под «моделью» понимают систему объектов или знаков, воспроизводящую некоторые существенные свойства системы-оригинала. Наличие отношения частичного подобия («гомоморфизм») позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изуч ...

Роль кабинета иностранных языков в организации самостоятельной работы учащихся
Часто учителя жалуются на то, что тратят огромное количество времени и энергетических усилий на подготовку и проведение занятий, а результаты бывают неутешительны. Одно из объяснений подобного явления – то, что в классе учитель является центральной фигурой, а ученики, даже изначально мотивированные ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru