Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Образование и воспитание » Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности » Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Страница 3

Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: “Почему?” и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Ранняя юность - это возраст интенсивного формирования мировоззрения. В этот период имеется не только достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития, и, прежде всего развитием понятийного мышления.

Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к индивидуальному стилю умственной деятельности. После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается застенчивость, и все больше возрастает интерес в своем будущем.

Юность – время перехода к самостоятельности, усложнения систем отношений, расширения круга лиц, с которыми нужно соотносить свое поведение – все это активизирует самопознание, самооценку и становление самосознания. Речь идет не только о познании собственных качеств, освоении новых систем отношений, учете оценки, которую тебе дают другие, но и о становлении определенного мироощущения, формирования мировоззрения, при этом остаются условия для трудностей и конфликтов.

Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм. Данный период характеризуется появлением чувства собственной неповторимости, личной индивидуальности.

Остановимся более подробно на развитии самосознания и самооценки в данном возрасте.

В период ранней юности происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание.

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являются предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносится главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего – в этом значении и надо понимать слова Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Но в состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

«Есть только одна и только одна вещь во вселенной, о которой мы знаем больше, чем могли бы узнать в результате наблюдения извне, - сказал К.С. Льюис – Эта вещь – мы сами. У нас есть, так сказать, внутренняя информация; мы в курсе дела» .

Главное новообразование этого возраста – открытие “я”, своего внутреннего мира, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные сферы жизни. Образ “Я” - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос “кто я такой?” подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: “Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?” Но, среди вопросов, которые интересуют молодых людей, не последнее место занимает внешний вид, облик, физические данные, хотя переживания по этому поводу тщательно скрываются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Апробация эффективности выявленных педагогических условий в формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста
Для проведения формирующего эксперимента поставим цель: повысить уровень сформированности общих и специальных трудовых умений детей экспериментальной группы. Нами определены педагогические условия: Разработать систему игр и упражнений для развития мелкой моторики рук. Разработать методику для форми ...

Игра как средство профессионального обучения психологии
Принято считать, что игра как форма профессионального обучения появилась в 80-х годах ХХ века в США в школах бизнеса. Однако первая игра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была разработана Ленинградской промышленной академией им. С.М. Кирова дл ...

Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи
Целью исследования является изучение особенностей овладения лексической сочетаемость слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Задачи исследования: 1. Изучение анамнестических данных; 2. Подбор и описание диагностических методик;, 3. Проведение экспериментального исследования ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru