Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Образование и воспитание » Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности » Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Страница 3

Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: “Почему?” и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Ранняя юность - это возраст интенсивного формирования мировоззрения. В этот период имеется не только достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития, и, прежде всего развитием понятийного мышления.

Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к индивидуальному стилю умственной деятельности. После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается застенчивость, и все больше возрастает интерес в своем будущем.

Юность – время перехода к самостоятельности, усложнения систем отношений, расширения круга лиц, с которыми нужно соотносить свое поведение – все это активизирует самопознание, самооценку и становление самосознания. Речь идет не только о познании собственных качеств, освоении новых систем отношений, учете оценки, которую тебе дают другие, но и о становлении определенного мироощущения, формирования мировоззрения, при этом остаются условия для трудностей и конфликтов.

Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм. Данный период характеризуется появлением чувства собственной неповторимости, личной индивидуальности.

Остановимся более подробно на развитии самосознания и самооценки в данном возрасте.

В период ранней юности происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание.

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являются предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносится главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего – в этом значении и надо понимать слова Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Но в состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

«Есть только одна и только одна вещь во вселенной, о которой мы знаем больше, чем могли бы узнать в результате наблюдения извне, - сказал К.С. Льюис – Эта вещь – мы сами. У нас есть, так сказать, внутренняя информация; мы в курсе дела» .

Главное новообразование этого возраста – открытие “я”, своего внутреннего мира, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные сферы жизни. Образ “Я” - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос “кто я такой?” подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: “Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?” Но, среди вопросов, которые интересуют молодых людей, не последнее место занимает внешний вид, облик, физические данные, хотя переживания по этому поводу тщательно скрываются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Влияние психофизической тренировки на показатели физической подготовленности школьников с лёгкой умственной отсталостью
Результаты исследований динамики показателей физической подготовленности и функционального состояния детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью представлены в приложениях 5 - 8. При анализе исследований силы правой и левой кисти Э. гр. до и после эксперимента нами были получены следующие резу ...

Итоговая оценка качества существующей системы довузовской подготовки
На завершающем этапе эксперимента на основании разработанных в процессе эксперимента критериев была осуществлена проверка результатов, в ходе которой были использованы методы анкетирования, контрольных срезов знаний по дисциплинам ОПД, СД и др., подробно описанные в диссертационной работе. Анализ р ...

Цели, принципы и условия эффективности дидактической игры
Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах, являются следующие: -интеллектуальное развитие младших школьников; -создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru