Цели, принципы и условия эффективности дидактической игры

Страница 1

Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах, являются следующие:

-интеллектуальное развитие младших школьников;

-создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;

-приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;

-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника;

-углубление уже усвоенных ранее знаний;

-переход движения от поверхностного отражения, т. е. познания лишь самого явления, к раскрытию законов и закономерностей данного явления;

-объединение знаний в категории и системы;

-их связывание и превращение из раздробленных рядов в системно построенные «роды»;

-приобретение знаниями подвижности и гибкости, превращение их в управляемые самим субъектом.

-превращение знаний в более дифференцированные и точные;

-переход ученика от слитных малорасчлененных понятий и образов к оперированию более точными знаниями, к различению сходных знаний;

-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.

Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности и применялась с целью усовершенствования и развития личности.

Полученные учащимися знания в результате дидактической игры служат основой важнейших умений и навыков, которые должны освоить младшие школьники.

Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:

Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто подобное, а не как на какое-нибудь дело.

Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья.

Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

Игры должны проходить под наблюдением учителя.

При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые учитель обязательно должен учитывать при организации детских игр на уроках и во внеурочное время:

Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.

Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Характеристика климатических условий юга Кыргызской Республики
Показатели жизнедеятельности организма подвержены влиянию географических факторов и в особенности регионов среднегорья с высокой внешней температурой окружающей среды. Климато – географические особенности региона при построении физического воспитания являются предметом специального изучения где исс ...

Характеристика процесса обучения и его связь с учением
Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Двусторонний характер обучения – содержит всегда взаимосвязанные и взаим ...

Семья как социокультурная среда педагогической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения
Семья — это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее и общества (среды жизнедеятельности). Данная тема предусматривает рассмотрение ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru