Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Образование и воспитание » Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности » Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Страница 2

«Я-концепция» - это перцептивные образы и значения, связанные с тем, что обозначается словами «сам», «себя» или «я».

Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек – это отдельный, отделенный от других индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве.

При формировании Я-концепции происходит развитие представлений о себе. Я-концепция – это то, что видит индивид, когда смотрит на себя с различных точек зрения, то есть, как он сам определяет свои внешние данные, личностные качества, черты, роли и социальный статус. Можно сказать, что Я-концепция – это система установок по отношению к самому себе. Это идентичность эго или личная идентичность индивида, которая является совокупностью его самоопределений или образов Я.

Я-концепцию часто описывают как глобальное понятие, то есть – общее отношение человека к самому себе. Но ее также можно рассматривать как совокупность множества Я-концепции, каждая из которых сформирована по отношению к какой-либо роли. Таким образом, человек может оценивать себя в качестве сына или дочери, учащегося, спортсмена, друга и так далее. Концепции различных аспектов личности могут отличаться друг от друга, что помогает объяснить разницу в поведении индивида в разных ролях.

Формирование адекватной Я-концепции очень важно. У каждого человека существует шесть различных Я: реальное Я человека; собственное Я в представлении самого человека; собственное Я в представлении других людей; представления человека о том, каким ему хотелось бы стать, и о том, каким его хотели бы видеть другие. Я-концепция может моделироваться с разной степенью адекватности и постоянно изменяется, особенно в детстве.

Рассмотрим более подробно психологию ранней юности.

Ранняя юность изучается возрастной психологией.

“Возрастная психология- отрасль психологической науки, которая изучает особенности формирования личности на разных этапах ее развития.

Предметом возрастной психологии является исследование психических особенностей человека в онтогенезе с момента его рождения и до старости, вычленение качественных отличий, своеобразие каждого этапа ”.

Подросток стремительно вышел за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами попытается приобщиться к жизни старших. Но, приобретя гораздо большую, чем раньше, самостоятельность, он остался школьником, все еще зависящим от родителей. Остался он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст - затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями “вырастает”. Новый возрастной этап - раннюю юность - считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Уже не ребенок, но еще и не взрослый.

Юность в возрастной психологии определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Это весьма значительный период в жизни человека.

В возрастной психологии хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и от взрослости, весьма подвижны и определяются учеными по-разному. Мы же будем придерживаться возраста 15-18 лет.

Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей. Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для старшеклассника учёба, приобретение знаний становится, теперь, прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учебе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Системность и целостность в управлении
Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках. Понятие "система" дает представ ...

Формирование и особенности воспитательной системы
Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основа ...

Лексико-семантический аспект русской речи черкесов
Если интерференция на фонетическом уровне в русской речи черкесов проявляется в материальных, физических единицах речи, но не ведёт к искажению смысла, то отклонения от лексико-семантических норм русского литературного языка ведут непосредственно к изменению смысла высказывания. Поскольку слово, ка ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru