Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Образование и воспитание » Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности » Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Страница 2

«Я-концепция» - это перцептивные образы и значения, связанные с тем, что обозначается словами «сам», «себя» или «я».

Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек – это отдельный, отделенный от других индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве.

При формировании Я-концепции происходит развитие представлений о себе. Я-концепция – это то, что видит индивид, когда смотрит на себя с различных точек зрения, то есть, как он сам определяет свои внешние данные, личностные качества, черты, роли и социальный статус. Можно сказать, что Я-концепция – это система установок по отношению к самому себе. Это идентичность эго или личная идентичность индивида, которая является совокупностью его самоопределений или образов Я.

Я-концепцию часто описывают как глобальное понятие, то есть – общее отношение человека к самому себе. Но ее также можно рассматривать как совокупность множества Я-концепции, каждая из которых сформирована по отношению к какой-либо роли. Таким образом, человек может оценивать себя в качестве сына или дочери, учащегося, спортсмена, друга и так далее. Концепции различных аспектов личности могут отличаться друг от друга, что помогает объяснить разницу в поведении индивида в разных ролях.

Формирование адекватной Я-концепции очень важно. У каждого человека существует шесть различных Я: реальное Я человека; собственное Я в представлении самого человека; собственное Я в представлении других людей; представления человека о том, каким ему хотелось бы стать, и о том, каким его хотели бы видеть другие. Я-концепция может моделироваться с разной степенью адекватности и постоянно изменяется, особенно в детстве.

Рассмотрим более подробно психологию ранней юности.

Ранняя юность изучается возрастной психологией.

“Возрастная психология- отрасль психологической науки, которая изучает особенности формирования личности на разных этапах ее развития.

Предметом возрастной психологии является исследование психических особенностей человека в онтогенезе с момента его рождения и до старости, вычленение качественных отличий, своеобразие каждого этапа ”.

Подросток стремительно вышел за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами попытается приобщиться к жизни старших. Но, приобретя гораздо большую, чем раньше, самостоятельность, он остался школьником, все еще зависящим от родителей. Остался он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст - затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями “вырастает”. Новый возрастной этап - раннюю юность - считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Уже не ребенок, но еще и не взрослый.

Юность в возрастной психологии определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Это весьма значительный период в жизни человека.

В возрастной психологии хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и от взрослости, весьма подвижны и определяются учеными по-разному. Мы же будем придерживаться возраста 15-18 лет.

Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей. Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для старшеклассника учёба, приобретение знаний становится, теперь, прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учебе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Разработка родительской конференции на тему: «Воспитание волевых качеств у школьников»
Овладение родителями некоторыми практическими приемами общения с ребенком. Ознакомление с основными этапами формирования волевых качеств у школьников. Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста. Чтобы воспитать волевые качества и сф ...

Основные теории мотивации к обучению
Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными ...

Понятие когнитивной деятельности учащихся при обучении английскому языку
Каждый период развития личности учащегося представляет собой качественно своеобразную ступень формирования индивидуума. Это своеобразие подчеркивал отечественный психолог Л.С. Выготский, когда сравнивал развитие ребенка с превращением гусеницы в куколку, а куколки в бабочку. Результативность обучен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru