Анализ методик обследования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Образование и воспитание » Развитие произвольного внимания у старших дошкольников » Анализ методик обследования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Страница 2

Инструкция:

«Просматривая слева направо каждую строчку дорисовывай отсутствующие части головы коровы».

Проверка правильности выполнения задания осуществляется по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» - это бланк корректурного задания, на котором все подлежащие дорисовыванию рисунки головы коровы обведены ярким карандашом, а в конце каждой строки проставлена цифра, обозначающая число таких рисунков в данной строке.

С помощью ключа проверяется правильность работы следующим образом: «ключ» и бланк кладут рядом и передвигая линейку, сравнивают строчку за строчкой».

Оценка результатов выполнения задания:

Степень устойчивости внимания определяется по формуле:

А=å: (å+ у)

где å-число правильно дорисованных картинок головы коровы,

у - число ошибок.

1 – соответствует норме (по возрасту) объема произвольного внимания.

Серия заданий № 2 (исследование уровня развития характеристик произвольного внимания)

Задание 1 (Диагностика уровня развития произвольного внимания «Домик» Н.И. Гуткиной)

Цель: выявление переключаемости внимания

Инструкция:

Перед ребенком кладется лист с «домиком». Педагог обращается к ребенку: «Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы рисунок был точно такой же, как этот образец. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать ластиком нельзя. Надо поверх неправильного рисунка или рядом правильно нарисовать. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Рис. 1

Примечание: Во всей серии заданий № 2 баллы выставляются следующим образом: чем грубее ошибка, тем большим числом баллов она оценивается. Так, наивысшим баллом является 1, а самым низким – 5.

Оценка результатов выполнения задания:

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

1 балл – рисунок выполнен в соответствии с образцом, имеются небольшие недочеты 9например, недоведена линия штриховки крыши и т.п.)

2 балла - отсутствие какой-либо детали рисунка (забор, дым, труба, крыша, окно, основание домика);

3 балла – увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (баллы начисляются за каждую деталь);

2 балла – неправильно изображенный элемент (колечки дыма, забор - правая и левая стороны, штриховка на крыше, окно, труба);

1 балл – каракули.

Задание 2 (рисунок мужской фигуры)

Цель: выявление объема внимания

Инструкция:

Попросите ребенка: «Нарисуй какого-нибудь дядю так, как можешь». На любой встречный вопрос отвечайте: «Рисуй так, как умеешь». Если он не может начать работу, то подбодрите его. На вопрос, можно ли рисовать «тетю», объясните, что надо рисовать «дядю». Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, разрешите ему ее дорисовать, а затем попросите, чтобы он рядом нарисовал «дядю».

Оценка:

Если это задание успешно выполнено, оцените его в баллах. Чем грубее ошибка, тем большим числом баллов она оценивается. Так, наивысшим баллом является 1, а самым низким - 5.

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище и конечности. Голову с туловищем должна соединять шея (причем ее размеры не больше туловища). На голове волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Проследите, чтобы верхние конечности заканчивались рукой с пятью пальцами, также на фигуре должны присутствовать признаки мужской одежды.

2 балла – выполнены все требования, как при оценке в 1 балл. Но возможны 3 погрешности - могут отсутствовать три части фигуры: шея, волосы, один палец руки. Однако должны присутствовать все части лица.

3 балла – на рисунке изображены голова, туловище и конечности. Руки и ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, одежда, пальцы на руках.

4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно одной пары) изображены одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Изображение напоминает каракули.

Задание 3 (срисовывание группы точек)

Цель: выявление устойчивости произвольного внимания

Инструкция:

здесь нарисованы точки. Нарисуй их так же справа.

Оценка результатов выполнения задания:

1 балл - точки правильно скопированы. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки; уменьшение образца и увеличение его не более чем вдвое. Рисунок должен быть параллельным образцу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

История педагогической мысли и просвещения Казахстана
История развития педагогической культуры казахского народа уходит в глубь веков. Основываясь на общих закономерностях развития истории Казахстана, условно выделяется три основных периода становления педагогической мысли, соответствующие основным этапам общественного прогресса народов этого региона. ...

Учебная программа как носитель учебного содержания
Учебная программа – это нормативный документ, в котором отчёркивается базовый круг основных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приёмов обучения, спе ...

Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Специфика коррекционной работы
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др.). Уже в д ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru