Анализ методик обследования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Образование и воспитание » Развитие произвольного внимания у старших дошкольников » Анализ методик обследования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Страница 2

Инструкция:

«Просматривая слева направо каждую строчку дорисовывай отсутствующие части головы коровы».

Проверка правильности выполнения задания осуществляется по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» - это бланк корректурного задания, на котором все подлежащие дорисовыванию рисунки головы коровы обведены ярким карандашом, а в конце каждой строки проставлена цифра, обозначающая число таких рисунков в данной строке.

С помощью ключа проверяется правильность работы следующим образом: «ключ» и бланк кладут рядом и передвигая линейку, сравнивают строчку за строчкой».

Оценка результатов выполнения задания:

Степень устойчивости внимания определяется по формуле:

А=å: (å+ у)

где å-число правильно дорисованных картинок головы коровы,

у - число ошибок.

1 – соответствует норме (по возрасту) объема произвольного внимания.

Серия заданий № 2 (исследование уровня развития характеристик произвольного внимания)

Задание 1 (Диагностика уровня развития произвольного внимания «Домик» Н.И. Гуткиной)

Цель: выявление переключаемости внимания

Инструкция:

Перед ребенком кладется лист с «домиком». Педагог обращается к ребенку: «Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы рисунок был точно такой же, как этот образец. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать ластиком нельзя. Надо поверх неправильного рисунка или рядом правильно нарисовать. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Рис. 1

Примечание: Во всей серии заданий № 2 баллы выставляются следующим образом: чем грубее ошибка, тем большим числом баллов она оценивается. Так, наивысшим баллом является 1, а самым низким – 5.

Оценка результатов выполнения задания:

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

1 балл – рисунок выполнен в соответствии с образцом, имеются небольшие недочеты 9например, недоведена линия штриховки крыши и т.п.)

2 балла - отсутствие какой-либо детали рисунка (забор, дым, труба, крыша, окно, основание домика);

3 балла – увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (баллы начисляются за каждую деталь);

2 балла – неправильно изображенный элемент (колечки дыма, забор - правая и левая стороны, штриховка на крыше, окно, труба);

1 балл – каракули.

Задание 2 (рисунок мужской фигуры)

Цель: выявление объема внимания

Инструкция:

Попросите ребенка: «Нарисуй какого-нибудь дядю так, как можешь». На любой встречный вопрос отвечайте: «Рисуй так, как умеешь». Если он не может начать работу, то подбодрите его. На вопрос, можно ли рисовать «тетю», объясните, что надо рисовать «дядю». Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, разрешите ему ее дорисовать, а затем попросите, чтобы он рядом нарисовал «дядю».

Оценка:

Если это задание успешно выполнено, оцените его в баллах. Чем грубее ошибка, тем большим числом баллов она оценивается. Так, наивысшим баллом является 1, а самым низким - 5.

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище и конечности. Голову с туловищем должна соединять шея (причем ее размеры не больше туловища). На голове волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Проследите, чтобы верхние конечности заканчивались рукой с пятью пальцами, также на фигуре должны присутствовать признаки мужской одежды.

2 балла – выполнены все требования, как при оценке в 1 балл. Но возможны 3 погрешности - могут отсутствовать три части фигуры: шея, волосы, один палец руки. Однако должны присутствовать все части лица.

3 балла – на рисунке изображены голова, туловище и конечности. Руки и ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, одежда, пальцы на руках.

4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно одной пары) изображены одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Изображение напоминает каракули.

Задание 3 (срисовывание группы точек)

Цель: выявление устойчивости произвольного внимания

Инструкция:

здесь нарисованы точки. Нарисуй их так же справа.

Оценка результатов выполнения задания:

1 балл - точки правильно скопированы. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки; уменьшение образца и увеличение его не более чем вдвое. Рисунок должен быть параллельным образцу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Актуальность темы «Моделирование космического летательного аппарата типа шатал»
Двадцатый век – был веком научно-технического прогресса. Человечество с тех пор во многом продвинулось, и двадцать первый век дает неограниченные возможности в космологии, компьютеризации всего мира который нас окружает. Важную роль в жизни современного человека играет осознание и представление воп ...

Методика изучения темы «Обыкновенные дроби» в учебниках по методике преподавания математики
Курс математики 5–6 классов представляет собой органическую составную часть всей школьной математики. Поэтому основным требованием к его построению является структурирование содержания на единой идейной основе, которая, с одной стороны, является продолжением и развитием идей, реализованных при обуч ...

История детской периодики и критики
До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей. Первым детским журна ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru