В работах указанных авторов выделены факторы, определяющие развитие региональной образовательной системы:
возможность разрабатывать и реализовывать собственную образовательную политику в соответствии с социально-экономической, ресурсной, природной, культурной и т.д. спецификой, присущей конкретному образовательному пространству;
дифференциация образования в соответствии с реальной культурной, языковой, религиозной, социально-статусной, профессиональной дифференциацией населения;
развитие рынка труда и необходимость обучения населения новым профессиям, ведущая к актуализации проблем непрерывного образования;
необходимость трансляции культурных традиций как общечеловеческих, так и присущих конкретному социально-культурному пространству.
По мнению ряда исследователей, важнейшими региональными аспектами развития образовательной системы на сегодня являются:
– соответствие стратегии развития приоритетным направлениям социально-экономического развития региона;
– формирование регионального компонента государственного образовательного стандарта, который должен включать требования к качеству подготовки выпускников, объем часов, предусмотренный на его изучение и, собственно минимум того содержания образования, которое необходимо усвоить обучающимся, и – на его основе – регионального БУП;
– определение профилей для старшей общеобразовательной школы;
– формирование относительно адекватной рынку профессионально-квалификационной структуры начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.
С учётом этих и других концептуальных положений, содержащихся в работах перечисленных выше авторов, была определена система целеполагания введения ПО на региональном уровне, которая включает решение следующих групп взаимосвязанных задач.
Во-первых, собственно образовательные задачи – осуществление изменений в образовательной системе региона, района, отдельных школ, включая изменения: в целях и задачах образования на старшей ступени; в направленности, принципах обучения, требованиях к учителю и обучающимся; в структуре и содержании образования (введение нового БУПа; разработка и реализация программ, учебников и учебных материалов профильного и базового уровня, основных курсов и курсов по выбору (элективных курсов); в методах, средствах, технологиях обучения (а также диагностики учащихся, комплектования учебных потоков и классов, оценки достижений); в формах организации обучения; в методах и формах контроля, оценки, аттестации обучающихся; в процессах обучения, взаимодействии в системах "учитель – учащиеся", "учащийся – учащийся" и т.п.; в образовательной среде, укладе жизни, организационной культуре школы; во внеурочной работе в связи с введением ПО.
Во-вторых, задачи создания условий и ресурсного обеспечения перехода на профильное обучение, в том числе: разработка и освоение нормативно-правовых и иных документов (нормативно-правовое обеспечение); использование имеющейся образовательной сети и инфраструктуры, аудиторного фонда, который можно использовать для организации профильного обучения, и создание новых образовательных сетей для такой организации (инфраструктурное обеспечение); использование имеющихся и создание новых структурно-институциональных ресурсов, образовательных, сервисных и управленческих структур для работы по профильному обучению (организационно-институциональное обеспечение); создание, использование и трансляция концептуальных ресурсов – идей и опыта организации профильного обучения (научно-концептуальное и консультативное обеспечение); подготовка, переподготовка, повышение квалификации, профессиональное развитие кадров, призванных организовывать, осуществлять, обеспечивать, сопровождать переход на профильное обучение; расстановка этих кадров и использование их потенциала в процессе перехода на профильное обучение (кадровое обеспечение); разработка и использование учебных планов, программ, учебников, дидактических материалов, методических пособий базового и профильного уровней, в том числе по элективным курсам (программно-методическое обеспечение); информационное обеспечение, рекламное и PR-сопровождение перехода на ПО; материально-техническое обеспечение, привлечение и использование оборудования, средств обучения, транспортных средств и т.д. для перехода на ПО; расширение и использование полезных связей и контактов внутри системы образования и за ее пределами (коммуникативное обеспечение); финансовое обеспечение (его особенность состоит в том, что в конечном счете все или почти все прочие ресурсы приходится оценивать в стоимостном выражении).
Полезная информация:
Гигиена студента. Личная гигиена студентов
Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим; уход за телом и полостью рта; отказ от вредных привычек. Выполнение требований личной гигиены имеет не только индивидуальное, но и социальное значение, т.к. пренебрежение ими может привести к распространению заболеваний в коллективе. Уход ...
Характеристика сюжетно – ролевой игры дошкольников
В современной педагогике сюжетно-ролевая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности, трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Характер и содержание игры социальны по своей природе ...
Дидактические основы использования театрально-игровой деятельности в
образовательном процессе
Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: - с художественным обр ...