Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики в начальной школе

Образование и воспитание » Изучения лексики русского языка в начальной школе » Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики в начальной школе

Страница 1

Эффективность обучения проявляется прежде всего в активизации учебной деятельности школьников.

Ученик должен не просто запоминать правила или определения по­нятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учи­телем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе. Полученные таким путем зна­ния во много раз лучше запоминаются и усваиваются, чем механически заученные»

Активизация деятельности младших школьников в лексической работе выражается глав­ным образом в том, что основными в их работе по усвоению новых знаний становятся творческая переработка в сознании учеников получаемой научной информации и решение поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулируется такой подачей учебного материала со стороны учителя, которая исключала бы возможность получения школьниками готовых выводов и воору­жала их материалом для самостоятельных умозаключений, указы­вала наиболее рациональные пути усвоения этого материала. Для этого широко используются личные наблюдения учащихся по спе­циальным заданиям учителя, привлечение и анализ учащимися фактов из их личного жизненного опыта, проведение на уроках учебных опытов, обобщение однозначного, но вариативного мате­риала по изучаемому вопросу, полученного из нескольких источ­ников.

Активизация познавательной деятельности достигается в усло­виях тесной связи теории и практики в обучении. Закрепление, обогащение и систематизация знаний осуществляются в процессе их осознанного применения, предполагающего теоретическое обос­нование практических действий, с одной стороны, и практическое приложение законов и правил — с другой. Частые переходы от теории к практике и наоборот являются одним из условий развития учащихся, успешного овладения знаниями. Упражнениям должно предшествовать усвоение тех исходных теоретических по­ложений, которые определяют содержание выполняемых практи­ческих действий. Только в этом случае при упражнении осуществ­ляется сознательное применение теоретических знаний.

«Материал упражнений,— указывается в уже упомянутом пси­хологическом исследовании,— должен в каком-то отношении быть различным, а повторяться должны те мыслительные операции, которые необходимы для успешного решения однородных, но не тождественных задач. Поэтому представляется весьма важным при подборе материала для упраж­нений, сообразуясь с этапом обучения и общим уровнем успевае­мости класса, постепенно вводить такие факты, примеры, которые отличаются по своим несущественным признакам от первоначальных «образцов» мате­риала»[6,78]. Следовательно, требуется вариативность заданий для уп­ражнений как одно из важных условий осознанного усвоения зна­ний в процессе их применения. Целесообразно осуществлять за­крепление знаний не только в виде упражнений, но и проводя де­монстрации, фронтальные опыты, организуя наблюдения, под­тверждающие изучаемые закономерности на ранее не известном ученикам материале, проведение упражнений, требующих исполь­зования наиболее рациональных способов применения новых зна­ний, в том числе в комплексе с ранее усвоенными.

Значительное место в учебном процессе следует отвести таким видам упражнений, которые учили бы школьников основным ло­гическим операциям, о которых подробно говорилось.

Активизация деятельности младших школьников при лексической работе связана с при­менением большого многообразия форм проверки знаний, проведе­нием разного рода упражнений и видов работ, контрольных письменных и графических работ. Важно, чтобы проверочные работы по своему характеру и содержанию не повторяли тренировочных упражнений, а ставили ученика в новую ситуацию, требовали от него проявления известной самостоятельности в практическом при­менении и реализации навыков в самых разнообразных случаях.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Преподавание современного танца
На сегодняшний день в мире существует три школы джаз-танца: американская, европейская и восточная, отличающиеся разнообразием стилей и направлений. Кэтрин Данхэм – человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой. Дает понимание афро-американской танцевальной техники. Открыла в Нью-Йорке ...

Методы формирования творческого потенциала личности в процессе обучения по предмету «Технология»
Как известно, главный труд детей – учеба и для того, чтобы воспитать у учащихся творческие черты личности, нужно делать его творческим. Повышение творческой активности во многом зависит подготовки школьников к творческой деятельности. Огромную роль в этой деятельности играет учитель технологии. На ...

Индивидуальный учебный план
Проблему индивидуализации образовательного процесса нельзя отнести к числу традиционных и хорошо разработанных в отечественной педагогической науке. Анализ источников показывает, что феномен индивидуализации обучения может рассматриваться на двух различных уровнях: личностном (как особое требование ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru