Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики в начальной школе

Образование и воспитание » Изучения лексики русского языка в начальной школе » Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики в начальной школе

Страница 2

Поиски путей активизации деятельности школь­ников привели дидактов к идее проблемного обучения.

«Под проблемным обучением,— пишет польский дидакт В. Оконь,— мы понимаем совокупность таких действий, как орга­низация проблемных ситуаций, формулирование проблемы (посте­пенно к этому привлекаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретен­ных знаний»[6,89] . По мнению М. И. Махмутова, «в основе проблемно­го обучения лежит учебная проблема, сущностью которой является диалектическое противоречие между известными ученику знания­ми, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для по­нимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно».

Такая постановка вопроса имеет принципиально важное значе­ние: представление о проблемном обучении как о всеобъемлющем методе, о единственной системе проблемного обучения, несмотря на все благовидные оговорки сторонников такой его оценки, неизбеж­но порождает на практике тенденции к универсализации проблем­ного обучения, к противопоставлению его всем другим методам обучения. Ошибки этого рода неоднократно допускались в истории нашей школы, они всегда приводили к компрометации многих прогрессивных и полезных педагогических идей.

Это положение особенно важно иметь в виду учителю начальных классов, где со­держание программного материала далеко не всегда допускает проблемный подход к его изучению, а возраст, жизненный опыт, багаж знаний учащихся значительно ограничивает их возможности для самостоятельного познавательного поиска.

Но тогда возникает вопрос: в какой же мере идеи проблемного обучения могут быть применены в практике начального обучения?

Для ответа на него необходимо рассмотреть возможные виды про­блемного обучения, его уровни.

М. Н. Скаткин выделяет три основных вида проблемного об­учения[8,90].

1. Проблемное изложение знаний. При таком изложении учи­тель не только сообщает ученикам те или иные положения, но и, «рассуждая вслух», ставит проблему и показывает процесс ее ре­шения. Такое объяснение учителя, являясь более доказательным, учит детей мыслить, вести познавательный поиск.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изло­жения знаний. В этом случае учитель ставит перед учениками проблему, сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них вклю­читься в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу.

3. Исследовательский метод обучения. При работе с этим ме­тодом, «осознав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, строят предположения (гипотезу), обдумывают спо­соб их проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, классифицируют, обобщают факты, докапываются дела­ют выводы». М. Н. Скаткин указывает, что применение такого метода становится возможным, когда умственное развитие детей «достигает такого уровня, когда они в состоянии осуществлять са­мостоятельно действия поисковой деятельности — от начала до конца в их логической последовательности».

В статье, которая уже упоминалась выше, М. И. Махмутов ука­зывал па пять уровней проблемности при осуществлении проблем­ного обучения. Первый уровень характеризуется тем, что проблем­ная ситуация возникает независимо от методов работы учителя, внимание учеников не направляется на эту проблему, трудность проблемы преодолевается объяснением учителя. Для второго уров­ня проблемности характерно уже преднамеренное создание учи­телем проблемной ситуации, но формулирует и решает проблему сам учитель, ученик только усваивает логику проблемного мыш­ления учителя. Третий уровень проблемности требует от учителя создания проблемной ситуации, указания ученикам проблемы и вовлечения учеников в совместный с учителем поиск путей ее ре­шения. Проблемность четвертого уровня предполагает самостоя­тельное решение учениками сформулированной учителем пробле­мы. Наконец, может быть достигнут наиболее высокий, пятый уро­вень проблемности, когда ученики самостоятельно формулируют проблему, ведут поиск путей ее решения, проверку, самостоятель­но приходят к выводам и обобщениям.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией
Методические рекомендации разработаны на основе изучения исследований А.Г.Арушановой, Т.В.Александровой, Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В , Р.И.Лалаевой. В процессе формирования словоизменения и словообразования необходимо уделять основное внимание организации прежде всего системы продуктивных моделе ...

Функции обучения
Принцип целостности обучения отражает единство образовательной, развивающей и воспитательной функции. Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание - определяется как понимание, сох ...

Организация и методика констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился на базе 2 учреждений: МОУ “ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7” Советского района г. Красноярска и МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 91” Советского района г. Красноярска c 1 октября по 9 октября 2008 года. В ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru