Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики в начальной школе

Образование и воспитание » Изучения лексики русского языка в начальной школе » Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики в начальной школе

Страница 2

Поиски путей активизации деятельности школь­ников привели дидактов к идее проблемного обучения.

«Под проблемным обучением,— пишет польский дидакт В. Оконь,— мы понимаем совокупность таких действий, как орга­низация проблемных ситуаций, формулирование проблемы (посте­пенно к этому привлекаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретен­ных знаний»[6,89] . По мнению М. И. Махмутова, «в основе проблемно­го обучения лежит учебная проблема, сущностью которой является диалектическое противоречие между известными ученику знания­ми, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для по­нимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно».

Такая постановка вопроса имеет принципиально важное значе­ние: представление о проблемном обучении как о всеобъемлющем методе, о единственной системе проблемного обучения, несмотря на все благовидные оговорки сторонников такой его оценки, неизбеж­но порождает на практике тенденции к универсализации проблем­ного обучения, к противопоставлению его всем другим методам обучения. Ошибки этого рода неоднократно допускались в истории нашей школы, они всегда приводили к компрометации многих прогрессивных и полезных педагогических идей.

Это положение особенно важно иметь в виду учителю начальных классов, где со­держание программного материала далеко не всегда допускает проблемный подход к его изучению, а возраст, жизненный опыт, багаж знаний учащихся значительно ограничивает их возможности для самостоятельного познавательного поиска.

Но тогда возникает вопрос: в какой же мере идеи проблемного обучения могут быть применены в практике начального обучения?

Для ответа на него необходимо рассмотреть возможные виды про­блемного обучения, его уровни.

М. Н. Скаткин выделяет три основных вида проблемного об­учения[8,90].

1. Проблемное изложение знаний. При таком изложении учи­тель не только сообщает ученикам те или иные положения, но и, «рассуждая вслух», ставит проблему и показывает процесс ее ре­шения. Такое объяснение учителя, являясь более доказательным, учит детей мыслить, вести познавательный поиск.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изло­жения знаний. В этом случае учитель ставит перед учениками проблему, сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них вклю­читься в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу.

3. Исследовательский метод обучения. При работе с этим ме­тодом, «осознав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, строят предположения (гипотезу), обдумывают спо­соб их проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, классифицируют, обобщают факты, докапываются дела­ют выводы». М. Н. Скаткин указывает, что применение такого метода становится возможным, когда умственное развитие детей «достигает такого уровня, когда они в состоянии осуществлять са­мостоятельно действия поисковой деятельности — от начала до конца в их логической последовательности».

В статье, которая уже упоминалась выше, М. И. Махмутов ука­зывал па пять уровней проблемности при осуществлении проблем­ного обучения. Первый уровень характеризуется тем, что проблем­ная ситуация возникает независимо от методов работы учителя, внимание учеников не направляется на эту проблему, трудность проблемы преодолевается объяснением учителя. Для второго уров­ня проблемности характерно уже преднамеренное создание учи­телем проблемной ситуации, но формулирует и решает проблему сам учитель, ученик только усваивает логику проблемного мыш­ления учителя. Третий уровень проблемности требует от учителя создания проблемной ситуации, указания ученикам проблемы и вовлечения учеников в совместный с учителем поиск путей ее ре­шения. Проблемность четвертого уровня предполагает самостоя­тельное решение учениками сформулированной учителем пробле­мы. Наконец, может быть достигнут наиболее высокий, пятый уро­вень проблемности, когда ученики самостоятельно формулируют проблему, ведут поиск путей ее решения, проверку, самостоятель­но приходят к выводам и обобщениям.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Потребление телевизионной информации как коммуникация и социальное взаимодействие
Рост общественного производства параллельно с гуманизацией системы распределения привели к возникновению общества потребления, где сама идентичность человека всё больше связывается с потребительскими практиками. Потребление все больше теряет свой чисто утилитарный характер и превращается в процесс ...

Интеграция регионоведения в обучение иностранному языку
Рассмотрим принципы построения интегрированного курса на примере интеграции регионоведения в обучение иностранному языку. Принцип учета региональной специфики важен на всех этапах работы, но наибольшее значение он имеет для отбора регионального содержания курса. Региональная специфика складывается ...

Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста
Речь представляет собой своеобразную деятельность, которая, выступая в единстве с мышлением, занимает центральное место в процессе психологического развития ребенка. Речь имеет полифункциональный характер: слово является средством общения и средством мышления; обе эти функции внутренне связаны межд ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru