Региональный уровень управления введением и распространением профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Региональный уровень управления введением и распространением профильного обучения

Страница 2

Наконец, в-третьих, это задачи управления реализацией региональной целевой программой введения и распространения профильного обучения, включая: создание, оформление, обеспечение новых организационных структур для обеспечения перехода на ПО; создание и использование новых механизмов взаимодействия, стимулирования и поддержки участников перехода на профильное обучение, механизмов ресурсного (в том числе финансового) обеспечения реализации перехода на профильное обучение; контроль, мониторинг и оценка хода и результатов реализации программы, перехода на профильное обучение. Говоря о практике составления таких программ в 10 экспериментальных регионах, наиболее удачной по ряду признаков следует назвать "Региональную программу введения профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования в Республике Татарстан". Среди неэкспериментальных регионов первым подготовила и опубликовала проект такой программы Томская область. Были выделены основные особенности введения ПО на региональном уровне. Во-первых, региональный уровень находится достаточно далеко от уровня образовательного учреждения, на котором разворачиваются главные действия по введению ПО, и призван создавать максимально благоприятные условия для успешного перехода образовательных учреждений и муниципальных образовательных систем на ПО. Во-вторых, именно на региональный уровень ложится основная ответственность за принятие ясного и взвешенного организационно-управленческого решения о выборе модели введения и распространения ПО в системе общего образования конкретного субъекта РФ. Эксперты могут рекомендовать некие контрольные цифры и целевые значения тех или иных параметров и индикаторов, но соответствующие решения принимают субъекты регионального управления образованием. В-третьих, введение ПО оказывается эффективным лишь в комплексе с другими приоритетными направлениями развития общего образования (и это убедительно подтвердила наша опытная работа). В комплекс модернизационных изменений системы общего образования региона, помимо введения ПО, в той или иной последовательности должны войти:

– нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений;

– общественно-государственное управление на школьном, муниципальном и региональном уровнях;

– изменение системы оплаты труда в общем образовании;

– реализация идеи "учителя полного дня", совмещающего основное и дополнительное образование ("первую" и "вторую" половины учебного дня) при сокращении обязательного компонента БУП и общей учебной нагрузки учителя;

– реструктуризация сети школ;

– новая система оценки качества обучения;

– индивидуализация обучения;

– введение новых организационно-правовых форм школы;

– введение нового поколения Государственных стандартов общего образования, построенных на компетентностной основе.

Все эти изменения в принципе не могут быть осуществлены без главной роли регионального уровня управления.

В-четвёртых, именно на региональном уровне должны быть созданы базовые нормативные и правовые рамки введения ПО на всей территории региона, что предполагает большую активность по разработке соответствующей региональной нормативно-правовой базы.

В-пятых, на региональном уровне имеются в большинстве случаев права, ресурсы и возможности значительно большие, чем на уровне муниципальных образований и тем более – отдельных образовательных учреждений. Именно здесь могут и должны быть развернуты основные работы по разработке концептуального и программно-методического обеспечения ПО, привлечению финансовых средств, созданию институциональных основ введения ПО, созданию инфраструктуры подготовки кадров для организации ПО и реализации соответствующих образовательных программ, привлечению экспертно-консультативных сообществ, организации информационной поддержки, связей с федеральным центром и существующими на федеральном уровне ресурсами и другими региональными образовательными системами и т.д. Наконец, региональный уровень ни в коем случае не должен искусственно подстегивать переход на ПО на местах, но именно от него зависит, будут ли замечены и поддержаны первые ростки этого важного нововведения, будет ли сохраняться мотивация к продолжению и развитию этого начинания, верно ли будет оценена готовность муниципальных районов и школ к введению ПО. При этом очень важна установка на опережающее или оперативно следующее за развитием ситуации в регионе создание нормативно-правовой базы, на концентрацию ресурсов, управленческое сопровождение работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Развитие личности ребенка средствами аппликации
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренн ...

Понятие творческого мышления
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности ...

Определение музыкально-дидактических игр
Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зри ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru