Обследование дошкольников с общим недоразвитием речи с целью выявления особенностей связной монологической речи

Образование и воспитание » Выявление особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня » Обследование дошкольников с общим недоразвитием речи с целью выявления особенностей связной монологической речи

Страница 5

Следующее задание направлено на выявление способностей детей составлять связный сюжетный рассказ по серии из 5-6 картинок с подробно представленным сюжетом. Для составления такого рассказа мы использовали серию из 6картинок «Утро Маши и Пети». После внимательного рассмотрения последовательно расположенных картинок, уточнения содержания дети составляют рассказ.

Приведем примеры рассказов, составленных детьми.

(Маша Р. 5,8 лет, общее недоразвитие речи).

«Девотька узе не спит, мальтик спит. Девотька тистит зубы. Мальтик встает, девотька валит касу. Сели кусать».

(Гена Ш. 6 лет 1 мес., общее недоразвитие речи).

«Маса поснулась и посла тистить зюбы. Матик стал, а Маса в ходинике… на стол ставит, налила молоко и валит кассу, сели кусать потом».

Анализируя рассказы детей, мы выявили следующие особенности:

1. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов и указаний на соответствующие картинки.

2. Связность рассказов резко нарушена, при этом отмечается пропуск существенных моментов действия.

3. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

Таким образом, эти дети выполнили задание на низком уровне. По результатам выполнения задания всеми детьми (см. приложение 3).

Можно сделать следующий вывод. У детей с ОНР выделяется ряд особенностей при составлении связных рассказов по серии картинок. Во-первых, всем детям (8 человек) необходима помощь педагога в виде дополнительных наводящих вопросов, указательных жестов.

Во-вторых, у всех детей нарушена связность высказывания, при этом отмечаются пропуски нескольких моментов действия (4 человека) или многократные пропуски существенных моментов (4 человека). Кроме этого, рассказы детей сводятся к перечислению изображенного на картинах без какой-либо связи между отдельными фразами.

Пятое задание представляет собой составление рассказа на основе личного опыта. Детям предлагалось составить рассказ «Игры на детской площадке». После подготовительной работы (ответы по плану, составление отдельных фрагментов) ребята составили рассказы.

Приведем пример рассказа, составленного Оксаной Ш. (5,5 лет, общее недоразвитие речи).

«На утястке катели, песок, лесинки, мы всяко играемя. Катя безит, а я… и катяемся. Я люблю а санках кататься, а есе песотьки иглать».

Задание выполнено девочкой на низком уровне, для которого характерно отсутствие некоторых фрагментов, простое перечисление предметов и действий, нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.

Обобщенные результаты выполнения здания всеми обследуемыми детьми таковы:

- 2 ребенка не справились с заданием;

- в рассказах четырех детей отмечается крайняя бедность содержания, отсутствие некоторых фрагментов, нарушения лексико-грамматического оформления, отсутствие связности (соответствует «низкому» уровню);

- 2 ребенка в своем рассказе отразили все предложенные вопросы, тем не менее отдельные фрагменты представляют собой простое перечисление действий; в большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются аграмматизмы («недостаточный» уровень выполнения).

Далее детям было предложено составить описательный рассказ, используя для этого игрушку (резиновую куклу). Выполняя инструкцию-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови во что одета и т.п.», практически все дети активно отвечали на вопросы, придумали имя, назвали предметы одежды. Однако всеобщие затруднение возникло при необходимости обобщить все сказанное, т.е. детям трудно последовательно расположить фрагменты, связно построить высказывание, логически верно оформить мысль. При этом отмечается «перепрыгивание» с одной мысли на другую, незавершенность отдельных микротем. Два ребенка не справились с заданием и им было предложено пересказать описательный рассказ, данный логопедом. При выполнении этого задания отмечались следующие особенности: пропуски отдельных моментов описания, нарушение связности, отсутствие синтаксической связи между фразами, пропуски слов.

Обобщенные результаты выполнения задания даны в приложении 5.

Следующие два задания даются с учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка, поэтому они были предложены только шести ребятам из восьми.

Продолжение рассказа по заданному началу (методику проведения см. с. №… ) вызвало у детей определенные затруднения. Для всех рассказов, составленных самостоятельно по данному началу, характерно нарушение связности повествования из-за отсутствия смысловой и синтаксической связи между отдельными фразами и пропусков существенных моментов действия, нарушена последовательность в передаче событий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Рекомендации для родителей
1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. 2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка. 3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками. 4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая ...

Модель дидактического анализа
Базовая модель дидактического анализа, представленная доктором ван Гельдером, может быть интерпретирована как инвариантная модель, в формате которой можно описать многие производственные процессы и процессы оказания услуг. Раскрываемая в ходе дальнейшего изложения (рис. 3) детальная модель показыва ...

Реализация требований к современному уроку в личном опыте преподавания математики
Мною была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой было: выяснить повышает ли качество математического обучения соблюдение современных требований к современному уроку. Эксперимент проводился в школе № 27 г. Кирова, в 10 “б” физико-математическом классе. Обучение в данном классе вело ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru