Обследование дошкольников с общим недоразвитием речи с целью выявления особенностей связной монологической речи

Образование и воспитание » Выявление особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня » Обследование дошкольников с общим недоразвитием речи с целью выявления особенностей связной монологической речи

Страница 8

Основным условием коммуникативности речи является связность, критериями которой считаются: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложения и законченность выражения мысли говорящего. Кроме этого ряда торов (Л.И.Лосева, Т.А.Ладыженская) выделяют такие факторы связности сообщения, как последовательное раскрытие темы, взаимосвязь элементов внутри и в смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными единицами текста.

Во втором параграфе первой главы «Характеристика общего недоразвития речи как системного речевого нарушения» мы рассмотрели характеристику трех уровней речевого развития, основной акцент делая рот этом на наличие и уровень развития у дошкольников с ОНР связной речи. В результате был сделан следующий вывод.

У детей с первым уровнем речевого развития практически полностью отсутствует фразовая речь. Дети второго уровня речевого развития начинают пользоваться фразовой речью и могут отвечать на вопросы, беседовать со взрослыми по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако они связной речью почти не владеют. Старшие дошкольники, имеющие третий уровень речевого развития, пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. В овладении же навыками связной монологической речи дети с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников. У них отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.

Основываясь на этом выводе, мы провели экспериментальное обследование старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития с целью выявить особенности развития у них связной монологической речи. С помощью использованной методики, предложенной В.П.Глуховым, мы выявили следующие особенности связной монологической речи старших дошкольников:

1. Основная особенность высказываний дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) – нарушения связности, которые проявляются в разной степени: от пропуска отдельных слов, фраз, отсутствия смысловой и синтаксической межфразовой речи до пропуска целых отдельных частей текста, нарушения смысловой организации между фрагментами текста и незавершенности высказывания.

2. Следующая особенность детских высказываний – недостатки их грамматического оформления, проявляющиеся в бедности и однообразии используемых средств фразовой речи, что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения.

3. У детей с ОНР в большинстве случаев нарушена и последовательность изложения, что значительно затрудняет восприятие их речи.

4. Дети с ОНР мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности.

На основе обобщенных результатов выполнения серии заданий был составлен индивидуальный «профиль» состояния связной монологической речи и определен уровень развития связной речи для каждого обследованного нами ребенка с ОНР (III уровень речевого развития). Этот позволило нам разделить детей экспериментальной группы на 2 подгруппы в зависимости от сформированности связной речи и навыков рассказывания.

Все сделанные выводы и полученные результаты очень важны для правильной целенаправленной организации и эффективного осуществления комплекса коррекционно-логопедической работы по обучению детей связной речи. При проведении занятий по формированию связной речи мы предлагаем учитывать следующие методические принципы:

1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-словным,от фраз к рассказу).

2. Постоянная активизация в ходе занятия детей (особенно из слабой подгруппы), но только на уровне фразовых ответов.

3. Исключение, особенно в первое время, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.

4. Отработка связного рассказывания с детьми из слабой подгруппы на индивидуальных логопедических занятиях.

Данные рекомендации необходимо учитывать для достижения положительных результатов логопедической помощи детям с ОНР в ходе обучения связной монологической речи.

Перспективы дальнейшей работы по данной теме мы видим в разработке методических приемов и форм работы с детьми с ОНР по формированию связной речи.

Решение задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), в том числе формирование у них связной монологической речи, необходимой для полного преодоления системного речевого недоразвития и для подготовки детей к предстоящему обучению в школе.

Примерная схема оценки уровней выполнения заданий на составление рассказа

Уровень выпол-

нения задания

Вид задания

Пересказ

Рассказ по серии сюжетных картинок

Рассказ из личного опыта

Рассказ-описание

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу

I – «хороший» (4 балла)

Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка

Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей)

Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту.

В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств – к второстепенным и др.) Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и .др.).

Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связанность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление соответствует грамматическим нормам.

II – удовлетворительный (3 балла)

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопрос). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичное нарушение структуры предложений.

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указание на картинку. Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются не резко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз

Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого- синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.)

Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершенность одной - двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.

Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются не резко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.

III – «недостаточный» (2 балла)

Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия

Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования, отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы.

Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и вопросов, недостаточно информативен – в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщений. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

IV – «низкий» (1 балл)

Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечаются пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

Отсутствует один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.

Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически-обусловленной последовательности рассказа сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.

Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, «схематичен»; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющих восприятие рассказа.

V – задание не выполнено

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Полезная информация:

Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждения среднего профессионального образования
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направ ...

Понятие, сущность и цели ОДИ
Обращаясь к рассмотрению ОДИ как пространству развития рефлексии необходимо определить понятие, цели и типологию ОДИ. ОДИ как средство и метод решения междисциплинарных и межпрофессиональных проблем была впервые подготовлена и проведена в 1979 году под руководством Г.П. Щедровицкого, который являет ...

Реализация принципа научности
При реализации этого принципа необходимо показывать учащимся то, что окружающий мир познаваем, человеческие знания о нем, проверенные практикой дают объективную верную картину мира. Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа: обучайте на основе нов ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru