Обследование дошкольников с общим недоразвитием речи с целью выявления особенностей связной монологической речи

Образование и воспитание » Выявление особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня » Обследование дошкольников с общим недоразвитием речи с целью выявления особенностей связной монологической речи

Страница 3

При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

Седьмое задание – продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки) – имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.

Приведем пример такого текста.

Коля учился в первом классе. Дорога от дома до школы шла через лес. Однажды зимой Коля возвращался домой из школы. Он шел по лесной тропинке. Вот он вышел на опушку и увидел домики своей деревни. Вдруг из-за деревьев выскочили четыре больших волка. Коля бросил портфель и быстро влез на дерево. Волки окружили дерево и, щелкая зубами, глядели на мальчика. Один волк прыгнул и хотел схватить его…

Что было дальше?

Содержание картинки: мальчик на дереве; внизу поддеревом волки; вдали виднеется деревня.

Вопросы по содержанию картинки:

1. Что ты видишь на картинке?

2. Какое время года изображено?

3. Что виднеется вдали?

4. Что лежит под деревом?

При оценке составленного окончания рассказа отмечаются: смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного начала, соблюдение логической последовательности событий, особенности сюжетного решения, учитываются языковые средства, грамматическая правильность речи.

Восьмое задание – составление рассказа на заданную тему – можно использовать как дополнительное. Задание предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений. Может быть использован следующий вариант. Ребенку показывают картинки с изображением девочки, корзинки и леса, к которому через поле ведет дорожу. Задаются вопросы: «Как мы назовем девочку?», «Куда пошла девочка?», «Зачем она пошла в лес?» После этого предлагается составить рассказ о каком-нибудь случае с девочкой в лесу. Предварительное составление «экспозиции» рассказа с опорой на картинку облегчает детям переход к рассказыванию по собственному замыслу. Чтобы исключить пересказ знакомой сказки, предварительно оговаривается, что ребенок должен придумать свой рассказ. Обращается внимание на структуру и содержание детских рассказов, особенности монологической речи, наличие элементов собственного творчества.

Комплексное обследование, проводимое поданной методике, позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний – от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).

Представим данные, полученные входе обследования и сделаем обобщенные выводы по каждой серии заданий, выполненных детьми.

Результаты выполнения заданий на составление отдельных высказываний по картинкам мы представили в виде таблицы, индивидуальной для каждого обследуемого ребенка.

Таблица выполнения заданий на составление предложений по отдельным картинкам

Катя Ш. 5 лет 6 месяцев, общее недоразвитие речи III уровень

Вид

задания

Фразы, составленные ребенком

Помощь, оказанная ребенку

Оценка выполнения заданий

1

Составление предложения по отдельным ситуационным картинкам

«Мальчик поливает цветы»

«Девочка ловит бабочку»

«Мальчик ловит рыбу»

«Девочка катается на санках»

«Девочка везет куклу в коляске»

«Матик поливает»

«Девотька имает баботьку»

«Матик имает лыбу»

«Девотька едит санках»

«Девотька тасит коляску»

Ребенку задаются вспомогательные вопросы, непосредственно указывающие на изображенное действие

Первоначально перечисляет изображенные на картинке предметы, с помощью наводящих вопросов составляет неполные фразы, при этом отмечается неверное грамматическое оформление, пропуск предлогов, затруднения в подборе глаголов, длительные паузы между частями фразы

2

Составление предложения по трем картинкам

«Девотька посла лес и колзинкой»

Дополнительное указание на пропущенную картинку

Ребенок составил полную фразу только с помощью дополнительного указания на пропущенную картинку («корзинка»), тем не менее наблюдаются ошибки в оформлении фразы (используется союз «и»), не использует предлоги

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Развитие мышления учащихся на уроках английского языка в 6 классах
Общие принципы развивающего обучения конкретизируются в зависимости от специфики изучаемого учебного предмета, в данном случае иностранного (английского) языка. Исследования, проведенные В.В.Давыдовым, А.М.Матюшкиным и другими ведущими психологами показали, что не любое обучение может дать желаемый ...

Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская. Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе. "Труд - первое основное условие всей человеческой жизни и ...

Образование в Японии
Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения родного языка. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов - минимум, установленный министерством просвещения (но даже для чтения книг и газет требуется з ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru