Цель нашего экспериментального исследования – изучить состояние связной речи в дошкольников с ОНР III уровня и выявить ее особенности.
Существует большое количество методик выявления уровня и особенностей связной речи дошкольников как с нормальным речевым развитием, так и с общим недоразвитием речи. Обследованием связной речи детей занимались Л.Н. Ефименкова, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, О.Е. Грибова, Т.А. Ткаченко, Т.А. Ладыженская, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов и многие другие. Методики разных авторов имеют схожую структуру, которая включает в себя:
- пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа; незнакомой сказки);
- составление рассказа:
а) по серии сюжетных картинок с предварительным расположением в последовательности рассказа;
б) по сюжетной картинке;
в) на основе личного опыта.
В целях комплексного исследования связной речи детей мы использовали методику, предложенную В.П. Глуховым.
В обследовании принимали участие 8 дошкольников 5-6-летнего возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения № 5, 7, 10, 12, 13 г.Балея. В логопедическом заключении у этих детей поставлен диагноз «ОНР III уровня».
Обследование проводилось в индивидуальной форме до начала специальной работы, направленной на развитие связной речи. Наблюдение за речью детей осуществлялось в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практических занятий). Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать короткий и развернутый ответы, задать вопросы, рассказать о планируемом и выполненным действии и др.), на особенности речевого поведения.
Комплексное обследование связной речи детей, осуществленное нами на основе методики В.П. Глухова, включает в себя следующую серию заданий:
- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
- составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
- пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
- составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
- сочинение рассказа на основе личного опыта;
- составление рассказа-описания.
С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена заданиями с элементами творчества:
- окончание рассказа по заданному началу;
- придумывание рассказа на заданную тему.
Приведем описание конкретных заданий.
Первое задание используется для определения способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Ему предлагается поочередно несколько (5-6) картинок следующего содержания:
1) Мальчик поливает цветы
2) Девочка ловит бабочку
3) Мальчик ловит рыбу
4) Девочка катается на санках
5) Девочка везет куклу в коляске.
При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?» В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик / девочка?»). При анализе результатов отмечаются особенности составленных фраз (смысловое соответствие, грамматическая правильность, наличие пауз, характер наблюдаемого аграмматизма и др.).
Второе задание – составление предложения по трем картинкам (например, «девочка», «корзинка», «лес») направлено на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы – высказывания. Ребенку было предложено назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Для облегчения задания предлагается вспомогательный вопрос: «Что сделала девочка?» Перед ребенком стоит задача: на основе «семантического» значения каждой картинки и вопроса педагога установить возможное действие и отобразить его в речи в форме законченной фразы. Если ребенок составил предложение с учетом только одной - двух картинок (например, «Девочка гуляла в лесу»), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. При оценке результатов учитываются: наличие фразы, адекватной предложенному заданию; особенности этой фразы (семантическая «наполненность», синтаксическая структура, аграмматизмы); характер оказываемой ребенку помощи.
Включение в комплексное исследование заданий на составление фразовых высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с ОНР, имеющих третий уровень речевого развития. Построение таких фраз-высказываний является необходимым речевым действием при составлении развернутых речевых сообщений (целого текста) – рассказов-описаний по картинкам, по их сериям, рассказов из опыта и др.
Полезная информация:
Соотношение горизонтальных и вертикальных связей содержания образования
В рамках учебного плана содержание отдельных предметов не является обособленным. Оно должно быть связано в последовательные структуры, приведенные в соответствие друг с другом и вместе образующие сбалансированную образовательную программу. Для создания такой программы должны обеспечиваться связи ме ...
Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и
речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста строится на диагностической основе. Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия. Диагностика в свою ...
История возникновения и причины наркомании
Может показаться, что наркотики появились не так давно, что связано с развитием химии, медицины и других наук, а также с быстрым научно-техническим прогрессом. Однако это не так. Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур и в разных целях: во время религиозны ...