Выявление особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Образование и воспитание » Выявление особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речевая деятельность включает в себя три компонента: лексику, грамматику, фонетику. Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

Иная картина наблюдается при ОНР. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР,относится формирование у них связной речи.Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Изучением общего недоразвития речи как системного нарушения и выявлением особенностей связной речи у детей с ОНР занимались В.П. Глухов, О.Е. Левина, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткачева. К данной проблеме обращались Р.Н. Лалаева, Н.С. Жукова, В.И. Жукова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.

Темой нашего исследования является: «Выявление особенностей связной речи дошкольников с ОНР III уровня».

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в связи с ухудшением экологической обстановки, увеличением психической травматизации в нашей стране отмечается значительный рост такой речевой патологии как общее недоразвитие речи.

Типичным проявлением недостатка речевого развития у детей с ОНР являются значительные трудности во владении навыками связной контекстной речи, обусловленные недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Анализ современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы показал, что в настоящее время проблема развития связной речи в дошкольников с ОНР занимает важное место в коррекционно-логопедической работе с ними, а, следовательно, важно владеть эффективными методиками выявления особенностей связной речи.

Цель нашего исследования – выявить особенности связной речи у дошкольников с ОНР III уровня.

Задачи:

1. На основе изучения теоретической литературы дать характеристику общему недоразвитию речи как системному нарушению.

2. Раскрыть понятие речь и дать характеристику связной речи у детей дошкольного возраста.

3. Провести экспериментальное изучение состояния связной речи у дошкольников с ОНР и выявить ее особенности.

Объект исследования – связная речь у дошкольников с ОНР III уровня.

Предмет – выявление особенностей связной речи у дошкольников с ОНР III уровня.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

- психологический эксперимент;

- количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Практическая значимость работы заключается в выявленных особенностях связной речи детей дошкольного возраста с ОНР и разработанных рекомендациях про проведению обследования связной речи с целью ее развития, необходимого для полного преодоления системного речевого недоразвития и подготовки к предстоящему школьному обучению.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель, задачи исследования, его объект, предмет, сформулирована практическая значимость работы, методы исследования.

В первой главе «Проблема развития связной речи у детей с ОНР III уровня» представлен анализ теоретических источников по данному вопросу, освещены основные аспекты проблемы, определено направление экспериментально-практического исследования.

Во второй главе «Обследование дошкольников с ОНР с целью выявления особенностей связной речи содержится описание организации экспериментального исследования, методика его проведения и дается анализ полученных результатов.

Полезная информация:

Кружок как один из видов групповой внеклассной работы
Среди разнообразных форм внеклассной работы по русскому языку (часы занимательной грамматики, вечера, лингвистические газеты и бюллетени, праздники русского языка, лекции, беседы, конкурсы, олимпиады и т.п.) кружок по праву занимает ведущее положение. Хотя в старших классах кружок может рассматрива ...

Анкетирование как метод исследования эффективности форм и приемов обучения
Методы и приемы обучения зависят не только от мастерства учителя, но и от заинтересованности учеников в обучении. Одним из методов исследований эффективности форм и приемов обучения являлось анкетирование детей СОШ №30 города Семей с целью выявления отношения опрашиваемых к иностранному языку. Опро ...

Интеграция учебных дисциплин как условие подготовки школьников к выбору профиля обучения
Правомерность существовавших подходов к изучению технологии в школе как части политехнического образования подтверждалась имевшимися в техникознании взглядами на технологию, которые связывали ее с материальным производством, техникой, техническим прогрессом, а также представлениями о технологическо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru