Выявление особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Образование и воспитание » Выявление особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речевая деятельность включает в себя три компонента: лексику, грамматику, фонетику. Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

Иная картина наблюдается при ОНР. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР,относится формирование у них связной речи.Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Изучением общего недоразвития речи как системного нарушения и выявлением особенностей связной речи у детей с ОНР занимались В.П. Глухов, О.Е. Левина, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткачева. К данной проблеме обращались Р.Н. Лалаева, Н.С. Жукова, В.И. Жукова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.

Темой нашего исследования является: «Выявление особенностей связной речи дошкольников с ОНР III уровня».

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в связи с ухудшением экологической обстановки, увеличением психической травматизации в нашей стране отмечается значительный рост такой речевой патологии как общее недоразвитие речи.

Типичным проявлением недостатка речевого развития у детей с ОНР являются значительные трудности во владении навыками связной контекстной речи, обусловленные недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Анализ современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы показал, что в настоящее время проблема развития связной речи в дошкольников с ОНР занимает важное место в коррекционно-логопедической работе с ними, а, следовательно, важно владеть эффективными методиками выявления особенностей связной речи.

Цель нашего исследования – выявить особенности связной речи у дошкольников с ОНР III уровня.

Задачи:

1. На основе изучения теоретической литературы дать характеристику общему недоразвитию речи как системному нарушению.

2. Раскрыть понятие речь и дать характеристику связной речи у детей дошкольного возраста.

3. Провести экспериментальное изучение состояния связной речи у дошкольников с ОНР и выявить ее особенности.

Объект исследования – связная речь у дошкольников с ОНР III уровня.

Предмет – выявление особенностей связной речи у дошкольников с ОНР III уровня.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

- психологический эксперимент;

- количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Практическая значимость работы заключается в выявленных особенностях связной речи детей дошкольного возраста с ОНР и разработанных рекомендациях про проведению обследования связной речи с целью ее развития, необходимого для полного преодоления системного речевого недоразвития и подготовки к предстоящему школьному обучению.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель, задачи исследования, его объект, предмет, сформулирована практическая значимость работы, методы исследования.

В первой главе «Проблема развития связной речи у детей с ОНР III уровня» представлен анализ теоретических источников по данному вопросу, освещены основные аспекты проблемы, определено направление экспериментально-практического исследования.

Во второй главе «Обследование дошкольников с ОНР с целью выявления особенностей связной речи содержится описание организации экспериментального исследования, методика его проведения и дается анализ полученных результатов.

Полезная информация:

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений
Введение на старшей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта и нового БУП приводит к возникновению разнообразных моделей организации ПО в зависимости от материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов; демографических и ины ...

Этапы и элементы командно-игровой деятельности
Подготовка к игре начинается с посвящения студентов в замыслы преподавателя, который решил отказаться от традиционного навязывания им своей воли, принципов и методов обучения, снять дисциплинарные запреты, раскрепостить студентов, предоставить им свободу и самостоятельность в осмыслении темы, освое ...

Анализ влияния оценки на эмоциональное состояние обучающихся
Для изучения влияния оценки на эмоциональное состояние школьников, было проведено тестирование среди учащихся 15–16 лет. Первый тест проводился по методике «диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения». В тестирование принимало участие 20 человек. Тест состоит из 30 пар про ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru