Оценка уровеня сформированности функций словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Образование и воспитание » Оценка уровеня сформированности функций словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Грамматика играет большую роль в развитии речи и мышления ребёнка, в становлении личности дошкольника. Своевременное формирование грамматической стороны речи является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. По словам Л.С.Выготского, в непосредственной зависимости от речи находиться не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом. Установлено (А.Н. Гвоздев; А.Г. Арушанова, А.М. Шахнарович, что ребенок к началу школьного обучения владеет практически всеми формами, которые существуют в языке, хотя это «владение» и находится на уровне неосознанного. Ребенок понимает грамматические значения отдельных морфем слова, оперирует ими и использует при создании своих новых слов в период словотворчества, опираясь на чувство языка. Однако, как отмечают исследователи (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, Р.Е.Левина, у детей с нарушенным развитием речи в той и или степени не сформирована речевая система, нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне. Это ограничивает возможности перехода к более высокому, теоретическому уровню овладения речью, где ребенок осознает элементы структуры слова, предложения, закономерности их сочетания и оперирования ими. В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон языка, а именно функций словоизменения и словообразования.. Учитывая большую степень распространенности такого нарушения как стёртая форма дизартрии (Е.Ф.Архипова, 3) и тот факт, что впоследствии перед детьми встает задача изучения языка как учебного предмета, весьма актуальным является выявление уровня сформированности операций словоизменения и словообразования у данной категории дошкольников с целью разработки теоретических обоснований для включения в логопедическую работу новых приемов, направленных на формирование осознанных навыков и умений производства новых слов. В исследованиях ряда авторов, Р.И. Мартыновой, Н.В.Серебряковой, рассматриваются вопросы диагностики и коррекции стёртой дизартрии. Ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, а вторичными - отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической сторон речи. Состояние лексико-грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии колеблется от нормы до выраженного отставания (Л.В.Лопатина, Соботович. В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Объект исследования - грамматический строй речи (функции словоизменения и словообразования) старших дошкольников со стёртой дизартрией.

Предмет исследования- уровень сформированности грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) старших дошкольников со стёртой дизартрией.

Цель - выявить уровень сформированности грамматического строя речи (функций словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и определить основные направления необходимой коррекционной работы.

Гипотеза: учитывая сложность дефекта при дизартрии, можно предположить, что у этих детей могут наблюдаться особенности формирования функций словоизменения и словообразования.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи:

1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Выбор методики исследования.

3. Проведение исследования, анализ результатов, выявление степени и уровня сформированности грамматического строя речи (функций словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

4. Разработка методических рекомендаций по результатам исследования.

речь аграмматизм стёртая дизартрия словообразование

Полезная информация:

Изучение организационно-педагогических условий культурно-досуговой деятельности, способствующих проявлению и развитию социальной компетентности студента
В данной главе мы будем проверять выдвинутую нами гипотезу, а именно: организационно-педагогические условия культурно-досуговой деятельности в вузе, построенные по критериям развивающей среды влияют на проявление и развитие социальной компетентности студента. Исследование проводилось в 2003-2005 го ...

Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта. Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает пр ...

Нарушения фонетико-фонематического строя речи
Здоровый ребенок 3-4 лет уже обладает большим словарным запасом, его активная речь носит почти правильную грамматическую норму, а фонетические погрешности произношения остаются лишь в виде мелких исключений. В то же время у ребенка-олигофрена как слуховое различение, так и произношение слов и фраз ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru