Определение, симптоматика стёртой дизартрии

Страница 1

Стёртая дизартрия одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте нарушений речи. Ведущими в структуре данного речевого дефекта являются нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.

Л.В.Лопатина (16) определяет данное нарушение как речевую патологию, проявляющуюся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, которая возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения центральной нервной системы и характеризуется комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Все симптомы проявляются в нерезко выраженной форме, основной симптом – стойкое нарушение произношения, которое с трудом поддаётся коррекции.В своих работах Е.Ф.Соботович, А.Ф.Чернопольскя, И.Б.Карелина, Р.И.Мартынова указывают на наличие симптомов органического поражения центральной нервной системы, которые обнаруживаются в форме стёртых парезов, изменения тонуса мышц, гиперкинезов в мимической и артикуляционной мускулатуре, в наличии патологических рефлексов. У детей со стёртой дизартрией в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие дифференцированные движения рук. Ограничен объём активных движений, мышцы быстро утомляются, движения неловкие, скованные. Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих чёткого управления движениями. Нарушения ручной моторики характеризуются нарушением точности, быстроты, координации движений. Исследование артикуляционной моторики показали, трудность переключения с одного движения на другое, снижение объёма и точности движений губ и языка, слабость некоторых мышц языка. Вариативность и мозаичность этих нарушений обуславливает разнообразие фонетических и просодических нарушений.

По мнению Г.В.Гуровец, С.И.Маевской, Л.В.Лопатиной перечисленные нарушения моторики артикуляционного аппарата определяют разнообразные фонетические недостатки. По данным Г.В.Гуровец, С.И.Маевской наиболее распространённые искажения- боковое, межзубное, смягчённое произношение звуков. Для всех детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажениях и отсутствии преимущественно трёх групп звуков: свистящих, шипящих, соноров. По данным Л.В.Лопатиной, чаще страдает произношение свистящих и шипящих звуков, наиболее частотный тип нарушений – искажения звуков, возможен разнообразный характер нарушений одного и того же звука. Характер нарушений звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией, по мнению Л.В.Лопатиной, определяется соотношением акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более далёких, хотя и более сложных по артикуляции. Автор объясняет это наличием у детей со стёртой дизартрией определённых нарушений восприятия речи и фонематического слуха

В исследованиях Г.В.Гуровец, С.И.Маевской, Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатиной, И.Б.Карелиной отмечается, что у детей со стёртой дизартрией распространены нарушения фонематического восприятия. Они проявляются в нарушении слуховой дифференциации звуков и нарушении фонематического анализа. Дети с трудом различают на слух твёрдые-мягкие, звонкие-глухие звуки, аффрикаты и составляющие их элементы. По данным исследований Л.В.Лопатиной, у дошкольников со стёртой формой дизартрии существование нечётких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Как отмечала Р.Е.Левина, такого рода нарушения наблюдаются при патологии речевых кинестезий, возникающих при двигательных поражениях органов речи. Отсутствие чёткого слухового восприятия и контроля способствует сохранению звукопроизносительных дефектов в речи.

У детей со стертой дизартрией отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения.

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений, формированием лексики, связной речи.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Методики диагностики агрессивного поведения младших школьников
Проективная методика «Несуществующее животное» Ребенку дается инструкция придумать и нарисовать несуществующее животное, затем назвать его несуществующим именем. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики ...

Итоговый этап опытно-экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Целью данного этапа исследования является определение эффективности предлагаемых нами методически разработанных занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи. Для чего была проведена серия диагностических тестов по методике И.Ф. Павалаки «Исследование ...

Особенности муниципального и школьного уровней управления
За последние полтора-два десятилетия образовательная система муниципального района существенно усложнилась. Ее характерной чертой сталая многоликость, сочетание различных типов и видов образовательных учреждений, разнообразных учебных планов, программ, учебников, технологий образования. Все это, с ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru