Исследование и оценка школьной зрелости детей дошкольного возраста

Страница 1

Определение школьной зрелости детей при подготовке к обучению в общеобразовательной школе является актуальной проблемой, т.к. дети с низким уровнем развития моторики тяжело адаптируются к условиям предстоящего школьного обучения. Указанные факты определяют важность превентивного воздействия на важнейшие показатели школьной зрелости, обеспечивающие их коррекцию до начала обучения в школе, что связано с необходимостью:

выявления детей, имеющих отставание в развитии функций, определяющих школьную зрелость;

включения в систему занятий физической культуры и средств, адекватно воздействующих на развитие двигательных функций необходимых для обучения в школе и способствующих адаптации.

Включение в занятия специальных упражнений и национальных подвижных игр позволило организовать педагогический процесс, обеспечивающий повышение школьно-необходимых функций. При оценке школьной зрелости необходимо корректировать в процессе занятий средства физического воспитания. Учитывая большое значение функций пространственного анализа, координационных способностей в психофизическом развитии детей и игровой деятельности, были включены национальные подвижные игры, направленные на развитие двигательных качеств пространственно-различительных функций анализаторов и развитие координационных способностей.

Подобранные игры включались в основную часть занятий с отведением до 20-30% времени, а также на прогулках, спортивных праздниках и развлечениях. Большое внимание уделялось развитию моторики, т.е.на игры проводимые с мелкими предметами: палочками, шариками, шнурками и т.д. (Рис.2.)

Анализ результатов показал, что у детей экспериментальных и контрольных групп отсутствовали достоверные различия и отмечены следующие факты:

пропусков детского сада по причине заболеваний простудного характера в 2 раза меньше, чем в контрольной группе;

- в экспериментальной группе отмечен меньший процент детей, не выполняющих тесты, характеризующие школьную зрелость Проведение занятий с детьми на свежем воздухе в течение всего года, способствовало улучшению иммунных функций организма к респираторным заболеваниям.

Рис.2 Примерное распределение средств разной направленности в экспериментальной группе дошкольников (в %)

Результаты исследования школьной зрелости по тестам Керна-Ирасека, и Н.Озерецкого, представленные в таблице 5, позволили выявить следующие факты: 87% обследованных детей, получили оценку по тесту Керна-Ирасека 9 и более баллов, а в тесте "Вырезание круга" 65% детей не справились с заданием. Не выполнение теста Керна-Ирасека характеризует недос-таточность развития аналитико-синтетической деятельности мозга, пространственного воображения, глазомера и требует применения специальных упражнений. Стимулировать процесс созревания организма детей, формирование школьно-необходимых двигательных функций осуществляется за счет применения средств физического воспитания в режиме дня дошкольников ( Таблица 6.) . Анализ экспериментального материала, позволил разработать средства, формы и методы занятий физическими упражнениями детей дошкольного возраста, где при подборе средств физического воспитания и планировании нагрузок учитывалась динамика двигательной активности. Данные, характеризующие улучшения показателей школьной зрелости в ходе педагогического эксперимента приведены в таблице 7.

Таблица 6 Показатели школьной зрелости детей дошкольного возраста

Тест

n

Дети не выполнившие тест (%)

Дети выполнившие тест (%)

Керна-Ирасека

212

87

13

Н. Озерецкого

212

76

24

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Влияние занятий физической культурой на умственную работоспособность
Выяснение влияния учебных занятий гимнастикой на умственную работоспособность школьников явилось первым в истории психологии направлением в изучении воздействия физических упражнений на психическую сферу человека. Оно началось в последней четверти прошлого столетия в связи с решением практического ...

Виды межпредметных связей
Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи иностранного языка с физикой, химией) и межцикловые (связи иностранного языка с историей, трудовым обучением). Виды межпредмет ...

Принципы организации внеклассной работы по русскому языку
В основе организации внеклассной работы по рус­скому языку в национальной школе, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принци­пы научности, доступности, систематичности и после­довательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемств ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru