Содержание и организация исследования уровня сформированности грамматического строя речи

Страница 1

В процессе исследования была поставлена следующая цель: выявить уровень сформированности грамматического строя речи (функций словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и определить основные направления необходимой коррекционной работы.

Для достижения этой цели в исследовании решались следующие задачи:

Анализ литературных данных по проблеме

Теоретическое обоснование и создание методики исследования уровня сформированности грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ полученных в результате исследования результатов.

Разработка основных направлений необходимой коррекционной работы по формированию грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) с учетом выявленных особенностей.

На основе выдвинутых задач для исследования грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у дошкольников нами использована методика, которая разработана на основе теоретических и методических положений, изложенных в трудах: Г.А. Волковой, Р.И. Лалаевой. При обследовании данных функций речи необходимо уточнить характер использования падежных форм существительных, правильность употребления рода различных частей речи, форм единственного и множественного числа, правильность согласования различных частей речи, степень владения навыками словообразования. В связи с этим определены следующие направления методики констатирующего эксперимента:

-1. исследование функции словоизменения

Изменение имён существительных по числам в именительном падеже;

образования форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе;

образования форм дательного падежа имени существительного в единственном числе;

образование формы творительного падежа имени существительного в единственном числе;

согласование существительных с числительными «два» и «пять» ;

дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного числа;

согласования прилагательных с существительными в роде и числе;

- употребление предложно-падежных конструкций единственного числа в речи.

2.Исследование функции словообразования:

- образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

-образование слов, обозначающих детёнышей животных от существительного с помощью суффиксов;

- образование имен существительных при помощи суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды);

- образование имен существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия;

- образование относительных прилагательных от существительных;

- образование притяжательных прилагательных от существительных;

- образование глаголов с противоположным значением при помощи приставок;

- образование глаголов совершенного вида.

Методика исследования.

I. Исследование словоизменения.

1. Изменение существительных по числам в именительном падеже.

Процедура и инструкция: Экспериментатор дает образец: «Я скажу: стол один, а если их несколько– столы» (используются предметные картинки с изображением одного предмета и нескольких предметов). Экспериментатор задает вопрос: «На этой картинке один шар, а на этой их несколько. Как сказать, когда их несколько?»

Материал:

Шар – шары

Стол – столы

Гриб – грибы

Тигр - тигры

Карандаш – карандаши

Дом – дома

Дерево - деревья

Лист - листья

2. Образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.

Процедура и инструкция: «Посмотри на картинку. Это шар. Я убираю картинку. Нет чего?» (шара) «Много чего?» (шаров) (Картинки с изображением предмета и без него, несколько предметов на картинке).

Материал:

Кукла – куклы-кукол

Медведь – медведя- медведей

Машина – машины - машин

Заяц – зайца - зайцев

Стул- стула- стульев

Мяч – мяча - мячей

Ручка – ручки - ручек

Книга – книги - книг

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Специфика организации и проведения кружковой работы в специализированном детском доме для детей с ограниченными возможностями развития
Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках. Практика работы с детьми с особыми образовательными потребностями показывает, что рациональная организация внутри школьной кружковой работы способс ...

Развитие коммуникативной функции речи
Известны два основных вида речи — диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, ме ...

Характеристика процессов памяти
Память – сложная психическая деятельность. В её составе можно выделить отдельные процессы: запоминание (закрепление), сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) и узнавание материала. Хотя при сопоставлении процессов памяти бросается в глаза, казалось бы, противопо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru