Содержание и организация исследования уровня сформированности грамматического строя речи

Страница 3

2. Образование слов, обозначающих детенышей животных от существительного с помощью суффиксов.

Процедура и инструкция: экспериментатор задает вопрос «Посмотри на животных и скажи, у кого какие детеныши?» (используются картинки)

Материал:

Курица- цыплёнок

Утка- утёнок

Лягушка- лягушонок

Корова- телёнок

Кошка- котёнок

Белка- бельчонок

Лошадь- жеребёнок

Волк-волчонок

3. Образование существительных с помощью суффикса –ниц- со значением вместилища (посуды)

Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «Посмотри на картинку и скажи, как называется посуда, в которую кладут хлеб? (хлебница)» (предметные картинки).

Материал:

Сахар- сахарница

Конфеты- конфетница

Суп- супница

Соус- соусница

Салат- салатница

Мыло- мыльница

Селёдка- селёдочница

Сухари- сухарница

4. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.

Процедура и инструкция: экспериментатор предлагает ребёнку ответить на вопросы, сначала даёт образец словообразования «Кто носит багаж? Носильщик».

Материал:

Кто учит детей?

Кто вставляет стекло?

Кто работает на кране?

Кто играет на барабане? Кто чинит часы?

Кто дрессирует животных?

Кто играет на пианино?

Кто продаёт продукты?

-учитель- стекольщик

- крановщик

- барабанщик

- часовщик

-дрессировщик

-пианист

-продавец

5. Образование относительных прилагательных от существительных.

Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «Посмотри на картинку и скажи, какой предмет; стакан из стекла, значит, он какой? – стеклянный» (предметные картинки).

Ложка из дерева – деревянная

Стакан из стекла – стеклянный

Ведро из железа – железное

Шуба из меха – меховая

Булка из пшеницы – пшеничная

Варенье из вишни – вишневое

Компот из яблок - яблочный

Шарф из шерсти – шерстяной

6. Образование притяжательных прилагательных от существительных.

Процедура и инструкция: экспериментатор задает вопрос « Посмотри на картинку и ответь на вопрос. Вот пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (лисий)» (предметные картинки).

Материал:

Лапа медведя

Лапа курицы

Хвост рыбы

Сумка мамы

Хвост зайца

Портфель папы

Хвост лошади

Рога козы

- медвежья

-куриная

-рыбий

-мамина

-заячий

-папин

-лошадиный

-козьи

7. Префиксальный способ образования глаголов с противоположным значением.

Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «На этой картинке малыш входит, а здесь выходит» (предлагаются картинки). Ответь на вопрос: «Кто что делает?»

Материал:

Входит – выходит

Наливает-выливает

Улетает-прилетает

Подъезжает-уезжает

Закрыта- открыта

Въезжает- выезжает

Прибегает- убегает

Раздевается-одевается

8. Образование глаголов совершенного вида.

Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «Посмотри, на этой картинке мальчик рисует, а на другой картинке мальчик нарисовал. Посмотри на картинки и скажи, что делает на одной картинке мальчик и на другой.» (сюжетные картинки).

Материал:

Пишет - написал

Снимает - снял

Вешает - повесил

Пилит - распилил

Умывается – умылся

Строит - построил

Убирает - убрал

Красит - покрасил

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Состояние объема и качества активного словаря
Исследование объема и качества словаря показало, что практически все дети, вошедшие в экспериментальную группу, не знают названий деревьев, на вопрос: "Что это?" отвечают просто "дерево", независимо от того, с каким именно деревом предъявлена картинка. Лишь 1 ребенок, эквивалент ...

Обучение и развитие. Уровни умственного развития
Связь обучения и развития человека — одна из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важ­но отметить, что: а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого проис­ходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, лично­стн ...

Развитие лексико-грамматического строя речи
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов. Остановимся кратко на хар ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru