2. Образование слов, обозначающих детенышей животных от существительного с помощью суффиксов.
Процедура и инструкция: экспериментатор задает вопрос «Посмотри на животных и скажи, у кого какие детеныши?» (используются картинки)
Материал: |
Курица- цыплёнок Утка- утёнок Лягушка- лягушонок Корова- телёнок |
Кошка- котёнок Белка- бельчонок Лошадь- жеребёнок Волк-волчонок |
3. Образование существительных с помощью суффикса –ниц- со значением вместилища (посуды)
Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «Посмотри на картинку и скажи, как называется посуда, в которую кладут хлеб? (хлебница)» (предметные картинки).
Материал: |
Сахар- сахарница Конфеты- конфетница Суп- супница Соус- соусница |
Салат- салатница Мыло- мыльница Селёдка- селёдочница Сухари- сухарница |
4. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.
Процедура и инструкция: экспериментатор предлагает ребёнку ответить на вопросы, сначала даёт образец словообразования «Кто носит багаж? Носильщик».
Материал: |
Кто учит детей? Кто вставляет стекло? Кто работает на кране? Кто играет на барабане? Кто чинит часы? Кто дрессирует животных? Кто играет на пианино? Кто продаёт продукты? |
-учитель- стекольщик - крановщик - барабанщик - часовщик -дрессировщик -пианист -продавец |
5. Образование относительных прилагательных от существительных.
Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «Посмотри на картинку и скажи, какой предмет; стакан из стекла, значит, он какой? – стеклянный» (предметные картинки).
Ложка из дерева – деревянная Стакан из стекла – стеклянный Ведро из железа – железное Шуба из меха – меховая Булка из пшеницы – пшеничная Варенье из вишни – вишневое Компот из яблок - яблочный Шарф из шерсти – шерстяной |
6. Образование притяжательных прилагательных от существительных.
Процедура и инструкция: экспериментатор задает вопрос « Посмотри на картинку и ответь на вопрос. Вот пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (лисий)» (предметные картинки).
Материал: |
Лапа медведя Лапа курицы Хвост рыбы Сумка мамы Хвост зайца Портфель папы Хвост лошади Рога козы |
- медвежья -куриная -рыбий -мамина -заячий -папин -лошадиный -козьи |
7. Префиксальный способ образования глаголов с противоположным значением.
Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «На этой картинке малыш входит, а здесь выходит» (предлагаются картинки). Ответь на вопрос: «Кто что делает?»
Материал: |
Входит – выходит Наливает-выливает Улетает-прилетает Подъезжает-уезжает Закрыта- открыта Въезжает- выезжает Прибегает- убегает Раздевается-одевается |
8. Образование глаголов совершенного вида.
Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «Посмотри, на этой картинке мальчик рисует, а на другой картинке мальчик нарисовал. Посмотри на картинки и скажи, что делает на одной картинке мальчик и на другой.» (сюжетные картинки).
Материал: |
Пишет - написал Снимает - снял Вешает - повесил Пилит - распилил Умывается – умылся Строит - построил Убирает - убрал Красит - покрасил |
Полезная информация:
Возрастные особенности младшего школьника
Физиологические особенности В младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает отношение между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу. ...
Проблемы перехода из младшей школы в среднее звено обучения
Наибольшие разночтения в периодизациях развития относятся к границе, разделяющей младший школьный возраст и подростковый, которая фактически охватывает интервал 10 - 12 лет. Вслед за Г.А. Цукерман заметим, что до последнего времени IV класс не включался в исследования возрастных психологов и являлс ...
Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках
федерального эксперимента
Как показано в предыдущих параграфах, профильное обучение представляет собой сложный комплекс организационно-педагогических инноваций на старшей ступени общего образования (включая предпрофильную подготовку в IX классе). В силу этого массовому введению предпрофильной подготовки и профильного обучен ...