3. Образование формы дательного падежа имени существительного в единственном числе.
Процедура и инструкция: Экспериментатор дает ребенку картинки с изображением людей различных профессий, уточняет названия профессий в именительном падеже. Затем показывает карточки с изображением предметов, просит ответить на вопрос «Кому нужен этот предмет для работ?»
Материал: |
Весы – продавцу Кастрюля – повару Руль – водителю Удочка - рыбаку |
Указка – учителю Кисточка – художнику Расческа - парикмахеру Шприц - врачу |
4. Образование форм творительного падежа имени существительного в единственном числе.
Процедура и инструкция: Экспериментатор просит ребёнка рассмотреть сюжетные картинки и ответить на вопросы:
Материал: |
Чем едят суп?- ложкой Чем рисуют?- кисточкой Чем режут хлеб?- ножом Чем подметают пол?- веником Чем пилят дрова?- пилой Чем едят котлету?- вилкой Чем поливают цветы?- водой Чем вытираются?- полотенцем |
5. Согласование существительных с числительными.
Процедура и инструкция: Экспериментатор предлагает посчитать предметы по словесному образцу «дом, два дома, пять домов»
Материал: |
Шар- 2 шара- 5 шаров Слон-2 слона- 5 слонов Стол- 2 стола- 5 столов Карандаш- 2 карандаша- 5 карандашей Ключ- 2 кляча-5 ключей Грач- 2 грача- 5 грачей Лента- 2 ленты- 5 лент Книга- 2 книги- 5 книг |
6. Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
Процедура и инструкция: экспериментатор предлагает сюжетные картинки: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: «Что делает один человек? А что делают несколько людей?»
Материал: |
Девочка стоит – Девочки стоят. Мальчик читает - Мальчики читают. Спортсмен бежит - Спортсмены бегут. Девочка прыгает - Девочки прыгают. Мальчик покупает.- Дети покупают. Художник рисует – Художники рисуют. Дворник поливает.- Дворники поливают. Девочка поёт.- Девочки поют. |
7. Изменение прилагательных по родам.
Процедура и инструкция: экспериментатор предлагает предметные картинки: «Назови, какого цвета на картинке предметы».
Материал: |
Шарф (серый) Шапка (серая) пальто (серое) бант (красный) яблоко (красное) |
ковер (синий) слива (синяя) пальто(синее) кофта (красная) |
8.Употребление предложно-падежных конструкций единственного числа.
Процедура и инструкция: экспериментатор предлагает предметные картинки: «Посмотри на картинку и скажи, где лежит ложка»:
Материал: |
ложка за стаканом ложка под стаканом ложка на стакане ложка в стакане ложка около стакана ложка перед стаканом ложка справа от стакана ложка слева от стакана |
II. Исследование словообразования.
1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «Назови предметы по образцу: Я скажу кукла, а если она маленькая – куколка.» (предметные картинки с изображением большого и маленького предмета)
Материал: |
Дом-домик Хвост- хвостик Забор-заборчик Стул-стульчик |
Мышь- мышка Берёза-берёзка Ложка- ложечка Звезда- звёздочка |
Полезная информация:
Метод подобия
Метод подобия оказывается удобным при доказательстве теорем или при решении задач. Этим методом решаются задачи, в которых заданы углы, отношения отрезков и лишь только одно данное условие связано с линейными размерами искомой фигуры. Фигуры, удовлетворяющей всем условиям задачи, кроме того, которо ...
Физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 6—7 лет. В эти годы происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Рост и масса тела. Рост детей в дошкольном возрасте увеличивается неравномерно — вначале до 4—6 см в год, а затем в период от ...
Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией
познавательной активности
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, чт ...