Содержание и организация исследования уровня сформированности грамматического строя речи

Страница 2

3. Образование формы дательного падежа имени существительного в единственном числе.

Процедура и инструкция: Экспериментатор дает ребенку картинки с изображением людей различных профессий, уточняет названия профессий в именительном падеже. Затем показывает карточки с изображением предметов, просит ответить на вопрос «Кому нужен этот предмет для работ?»

Материал:

Весы – продавцу

Кастрюля – повару

Руль – водителю

Удочка - рыбаку

Указка – учителю

Кисточка – художнику

Расческа - парикмахеру

Шприц - врачу

4. Образование форм творительного падежа имени существительного в единственном числе.

Процедура и инструкция: Экспериментатор просит ребёнка рассмотреть сюжетные картинки и ответить на вопросы:

Материал:

Чем едят суп?- ложкой

Чем рисуют?- кисточкой

Чем режут хлеб?- ножом

Чем подметают пол?- веником

Чем пилят дрова?- пилой

Чем едят котлету?- вилкой

Чем поливают цветы?- водой

Чем вытираются?- полотенцем

5. Согласование существительных с числительными.

Процедура и инструкция: Экспериментатор предлагает посчитать предметы по словесному образцу «дом, два дома, пять домов»

Материал:

Шар- 2 шара- 5 шаров

Слон-2 слона- 5 слонов

Стол- 2 стола- 5 столов

Карандаш- 2 карандаша- 5 карандашей

Ключ- 2 кляча-5 ключей

Грач- 2 грача- 5 грачей

Лента- 2 ленты- 5 лент

Книга- 2 книги- 5 книг

6. Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

Процедура и инструкция: экспериментатор предлагает сюжетные картинки: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: «Что делает один человек? А что делают несколько людей?»

Материал:

Девочка стоит – Девочки стоят.

Мальчик читает - Мальчики читают.

Спортсмен бежит - Спортсмены бегут.

Девочка прыгает - Девочки прыгают.

Мальчик покупает.- Дети покупают.

Художник рисует – Художники рисуют.

Дворник поливает.- Дворники поливают.

Девочка поёт.- Девочки поют.

7. Изменение прилагательных по родам.

Процедура и инструкция: экспериментатор предлагает предметные картинки: «Назови, какого цвета на картинке предметы».

Материал:

Шарф (серый)

Шапка (серая)

пальто (серое)

бант (красный)

яблоко (красное)

ковер (синий)

слива (синяя)

пальто(синее)

кофта (красная)

8.Употребление предложно-падежных конструкций единственного числа.

Процедура и инструкция: экспериментатор предлагает предметные картинки: «Посмотри на картинку и скажи, где лежит ложка»:

Материал:

ложка за стаканом

ложка под стаканом

ложка на стакане

ложка в стакане

ложка около стакана

ложка перед стаканом

ложка справа от стакана

ложка слева от стакана

II. Исследование словообразования.

1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «Назови предметы по образцу: Я скажу кукла, а если она маленькая – куколка.» (предметные картинки с изображением большого и маленького предмета)

Материал:

Дом-домик

Хвост- хвостик

Забор-заборчик

Стул-стульчик

Мышь- мышка

Берёза-берёзка

Ложка- ложечка

Звезда- звёздочка

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Задачи семейного воспитания
Воспитание по своей сущности, по своим целям и задачам единое целое. Потому нет возможности определять задачи семейного воспитания и в то же время определять задачи воспитания вообще. Задачи воспитания в исследованиях П.Ф. Каптерева [6. c. 204–205] таковы: 1. Всестороннее, связанное и по возможност ...

Сущность воображения и особенности творческого воображения у младших школьников
Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах можно представить и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, что в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. С точки зрения Дуброви ...

Историческое развитие дистанционного образования
Практически невозможно дать точный ответ на вопрос: «Когда впервые возникло дистанционное обучение?» Очевидно, как только у человека появилась необходимость в приобретении знаний, а главное, появилась возможность их передачи в том или ином виде, тем или иным способом, тогда и возникла потребность в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru