Воспитание как социальный институт

Образование и воспитание » Социальное воспитание » Воспитание как социальный институт

Страница 1

В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов - исторически сложившихся устойчивых форм выполнения общественных функций определенными номинальными группами членов общества, а также совокупностью организаций, возникших и созданных для тех же целей.

В зависимости от социально-функциональной роли социальные институты регулируют:

репродуктивную функцию - семья;

социально-общественную деятельность - воспитание, производство;

устойчивость организации общества - власть, политика, армия, суд;

сферу культуры - кино, театр, музеи;

общественное сознание - СМК, партии, культы.

Воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально-контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, чем озабочены семья, религиозные организации и организации, созданные для реализации социального и коррекционного воспитания членов общества.

Воспитание, как и всякий социальный институт, обладает определенными составными элементами, каждый из которых выступает в более или менее оформленном виде. Это во-первых. Во-вторых, каждый из элементов, будучи всеобщим, имеет определенную специфику в семейном, религиозном, социальном, диссоциальном, коррекционном воспитании.

Элемент первый. Воспитание имеет определенные функции в общественной жизни, как явные (осознаваемые и даже формулируемые обществом, государством, социальными группами и индивидами), так и латентные (в данном случае - скрытые, неосознаваемые, неформулируемые).

Наиболее общие явные функции воспитания следующие:

планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей, которые могут быть реализованы либо только в процессе воспитания, либо в нем, а также в других социальных институтах;

подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества "человеческого капитала", в достаточной мере адекватного общественным культуре и перспективам;

обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности и обновлению, соответствующее регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений, т.е. обеспечение выполнения ими желательных действий и осуществление негативных санкций по отношению к нежелательным;

способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов

общества и относительной гармонизации интересов общества и интересов половозрастных, этноконфессиональных и социально-профессиональных групп как необходимое условие внутренней сплоченности общества.

Латентные функции воспитания весьма многочисленны, а главное, существенно различны в зависимости от типа и культуры того или иного общества, а также для каждого из видов воспитания. В то же время есть, условно говоря, всеобщие или почти всеобщие латентные функции. Например, социальная селекция членов общества и их адаптация в меняющейся социокультурной ситуации, особенно к тем ее реалиям, которые не осознаются или не признаются обществом или его сегментами.

Элемент второй - ресурсы, организации и группы, необходимые для реализации воспитанием присущих ему функций. Ресурсы включают в себя ценности, передаваемые в процессе воспитания, личностные ресурсы его субъектов и пр.; материальные - инфраструктура, оборудование, учебные пособия и т.п.; финансовые - бюджетные, внебюджетные, частные инвестиции, доход семьи и пр.

Элемент третий - набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания: воспитуемые различного возраста, половой, этноконфессиональной и социокультурной принадлежности; родственники, осуществляющие семейное воспитание; священнослужители и единоверцы, осуществляющие религиозное воспитание; руководители, научно-методические и технические специалисты, организующие и программирующие социальное и коррекционное воспитание на государственном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации) уровнях; воспитатели-профессионалы (учителя, тренеры, руководители творческих объединений, социальные педагоги, социальные работники; воспитатели дошкольных, интернатных, в том числе загородных, лагерей, закрытых коррекционных организаций; преподаватели средних и высших учреждений профессионального образования; няни, гувернеры; менеджеры по работе с персоналом); воспитатели-волонтеры (работающие на общественных началах в государственных, добровольных общественных и частных организациях); лидеры криминальных и тоталитарных (политических и квазикультовых) сообществ, реализующие диссоциальное воспитание, которых можно назвать воспитателями-компрачикосами (этим словом в Средние века называли тех, кто покупал или похищал детей и калечил их для продажи в качестве шутов и пр.).

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Понятие, сущность и цели ОДИ
Обращаясь к рассмотрению ОДИ как пространству развития рефлексии необходимо определить понятие, цели и типологию ОДИ. ОДИ как средство и метод решения междисциплинарных и межпрофессиональных проблем была впервые подготовлена и проведена в 1979 году под руководством Г.П. Щедровицкого, который являет ...

Классификация видов памяти
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия: 1) объект запоминания, т. е. то, что запоминается: предметы и явления, мысли, движения, ч ...

Исследование уровня развития монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня
Исследование проводилось в 2012 учебном году на базе МБОУ « Средняя школа № 18 » г. Абакана. В эксперименте принимали участие 20 детей, 10 детей, имеющие заключение ОНР III уровня, 10 детей с нормальным речевым развитием. На основании анализа психолого – педагогической литературы и выдвинутой нами ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru