В процессе овладения практической грамматикой у детей наблюдаются разнообразные аграмматизмы, так называемые окказиональные формы. А. Арушанова указывает что, аграмматизмы в детской речи - естественное явление. Они имеют свою динамику, диалектику возникновения и изживания. Возникают аграмматизмы в результате сложноорганизованной работы развивающегося сознания по обобщению и анализу воспринимаемой и собственной речи, активной игры со словом, осознания отдельных фактов грамматики. Основным речевым механизмом окказионализмов является “гипергенерализация” (по Т.Н. Ушаковой), т.е. излишнее обобщение наиболее частотных форм, формообразование по аналогии с продуктивными формами. При этом основной тенденцией, проявляющейся при словоизменении, является унификация основы в парадигме словоизменения. Можно выделить следующие виды окказионализмов при формообразовании (по С.Н.Цейтлин, 27): 1) унификация места ударного слога, т.е. закрепление ударения за определённым слогом в слове. Так, в различных формах существительных сохраняется ударение исходного слова, например: “стола нет”,“много поездов”; 2) устранение беглости гласных, т.е. чередование гласного с нулём звука, например: “левы”, “пени”, “молотоком”, “песoв”, “кусoки”, “много сёстр”;3) игнорирование чередований конечных согласных, например: “ухи”,“текёт”,“бегёт”,“соседы”; 4) устранение наращения или изменения суффиксов, например: “друг – други”, “ком – комы”, “стул – стулы”, “котёнок – котёнки”,“чудо–чуды”,“дерево–деревы”; 5) отсутствие супплетивизма при формообразовании, например: “человек – человеки”, “ребёнок – ребёнки”, “лошадь – лошадёнки”. Трудность усвоения грамматического строя объясняется несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, наличием в языке нетипичных форм (исключений). Последовательность усвоения грамматических форм зависит от их семантической противопоставленности: легко дифференцируются доступные когнитивному развитию семантические противопоставления, лежащие в основе грамматических форм. Поэтому рано дифференцируются доступные пониманию ребёнка понятия «один» и «много» и, соответственно, единственное и множественное число именительного падежа.
Е.Ф.Архипова указывает на специфические аграмматизмы у детей со стёртой дизартрией. У них наблюдается смешение флексий различных значений. Наблюдается частое смешение морфем не только семантически близких, но и семантически далёких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения. Специфической особенностью детей со стёртой дизартрией является большая зависимость от лексической семантики, степени знания слова, от звукослоговой структуры слова, от типа предложения.
Е.Ф.Архипова указывает на следующие неправильные формы словоизменения при стёртой дизартрии:
-неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных («копает лопата», «красный шары»);
-неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных («нет два пуговиц»)
Полезная информация:
Классификация дидактических игр
Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Данное деление игр можно отнести к классификации по использованию материала. Дида ...
Личностно-ориентированная педагогика. Теория педагогов советского периода
Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной п ...
Бензин: состав, октановое число
Основными компонентами бензина являются углеводороды, содержащие от 5 до 12 атомов углерода в молекуле. Однако состав бензина сильно различается в зависимости от характеристик мотора, для которого он предназначен, завода, на котором он был произведен, и даже климата той страны, в которой он использ ...