Общие и специфические аграмматизмы у детей со стёртой дизартрией

Страница 1

В процессе овладения практической грамматикой у детей наблюдаются разнообразные аграмматизмы, так называемые окказиональные формы. А. Арушанова указывает что, аграмматизмы в детской речи - естественное явление. Они имеют свою динамику, диалектику возникновения и изживания. Возникают аграмматизмы в результате сложноорганизованной работы развивающегося сознания по обобщению и анализу воспринимаемой и собственной речи, активной игры со словом, осознания отдельных фактов грамматики. Основным речевым механизмом окказионализмов является “гипергенерализация” (по Т.Н. Ушаковой), т.е. излишнее обобщение наиболее частотных форм, формообразование по аналогии с продуктивными формами. При этом основной тенденцией, проявляющейся при словоизменении, является унификация основы в парадигме словоизменения. Можно выделить следующие виды окказионализмов при формообразовании (по С.Н.Цейтлин, 27): 1) унификация места ударного слога, т.е. закрепление ударения за определённым слогом в слове. Так, в различных формах существительных сохраняется ударение исходного слова, например: “стола нет”,“много поездов”; 2) устранение беглости гласных, т.е. чередование гласного с нулём звука, например: “левы”, “пени”, “молотоком”, “песoв”, “кусoки”, “много сёстр”;3) игнорирование чередований конечных согласных, например: “ухи”,“текёт”,“бегёт”,“соседы”; 4) устранение наращения или изменения суффиксов, например: “друг – други”, “ком – комы”, “стул – стулы”, “котёнок – котёнки”,“чудо–чуды”,“дерево–деревы”; 5) отсутствие супплетивизма при формообразовании, например: “человек – человеки”, “ребёнок – ребёнки”, “лошадь – лошадёнки”. Трудность усвоения грамматического строя объясняется несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, наличием в языке нетипичных форм (исключений). Последовательность усвоения грамматических форм зависит от их семантической противопоставленности: легко дифференцируются доступные когнитивному развитию семантические противопоставления, лежащие в основе грамматических форм. Поэтому рано дифференцируются доступные пониманию ребёнка понятия «один» и «много» и, соответственно, единственное и множественное число именительного падежа.

Е.Ф.Архипова указывает на специфические аграмматизмы у детей со стёртой дизартрией. У них наблюдается смешение флексий различных значений. Наблюдается частое смешение морфем не только семантически близких, но и семантически далёких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения. Специфической особенностью детей со стёртой дизартрией является большая зависимость от лексической семантики, степени знания слова, от звукослоговой структуры слова, от типа предложения.

Е.Ф.Архипова указывает на следующие неправильные формы словоизменения при стёртой дизартрии:

-неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных («копает лопата», «красный шары»);

-неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных («нет два пуговиц»)

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Характеристика детей экспериментальной группы
В экспериментальную группу вошло 15 детей, которые посещали общеобразовательные дошкольные учреждения. Из них - 10 детей с доминирующим черкесским языком и с недоминирующим русским, 4 ребенка с доминирующим русским и с недоминирующим черкесским, 1 ребенок, абсолютно эквивалентно владеющий 3-мя язык ...

Кабинетная система в образовательном процессе. Оборудование кабинета иностранного языка
При обучении иностранному языку в школе главной целью является неподготовленная устная речь. Школьников нужно научить использовать усвоенный языковой материал для выражения своих мыслей в соответствии с речевой ситуацией. В методике обучения устной речи значительное место занимает проблема отбора и ...

Компьютер в преподавании курса черчение
Ни одно из достижений науки и техники не вызывало такого длительного и мучительного поиска применений в процессе обучения, как персональный компьютер. Однако, скорость внедрения компьютеров в учебный процесс значительно отстает от темпов развития компьютерных технологий. Проникновение компьютеров в ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru