Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Образование и воспитание » Оценка уровеня сформированности функций словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией » Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Страница 1

Методические рекомендации разработаны на основе изучения исследований А.Г.Арушановой, Т.В.Александровой, Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В , Р.И.Лалаевой. В процессе формирования словоизменения и словообразования необходимо уделять основное внимание организации прежде всего системы продуктивных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой (звучанием). Логопедическая работа должна быть направлена на формирование словоизменения и словообразования существительных. Глаголов и прилагательных. При этом развитие различных частей речи происходит последовательно-параллельно. Систематические речевые занятия приучают детей к работе с языковой информацией, воспитывают интерес к решению речевых проблемных задач. Дидактические игры и упражнения грамматического содержания - важное средство стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

Результаты эксперимента показали, что дети данной группы испытывают наибольшие затруднения при согласовании существительных с числительными «два» и «пять»; при образовании форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе; при употреблении предложно-падежных конструкций единственного числа в речи. Для обучения образованию данных форм и правильному использованию их в речи предлагаем следующую серию игровых упражнений.

Согласование существительных с числительными «два» и «пять».

- Лото «Два и пять» Детям раздают карточки с изображением 2 и 5 предметов. Выигрывает тот, кто правильно называл количество предметов и раньше других закрыл все карточки.

- «Измени по образцу» ( игра с мячом): одна чашка- две чашки- пять чашек, одна ложка- две …- пять…, один стакан- два…- пять ….( вилка, нож, миска, ведро, блюдо, ковшик)

- Игра «Было- осталось- стало»: на магнитной доске выставляются картинки, либо убираются, детям предлагается правильно сказать «было пять белок- осталось две …(белки)», «было два зайца- стало пять …(зайцев)». (лиса, волк, медведь)

- Игра «Где мы были, что мы видели?» В процессе игры используются сюжетные картинки «Огород», «Сад», «Лес» и др. Дети отвечают на вопросы: «Где ты был? Что ты видел?».

Образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.

- Игра «Что без чего?» На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить. (по темам «Посуда, мебель, одежда, транспорт) Логопед задаёт вопрос: «Что без чего?». (стул без ножки, платье без рукава)

Употребление предложно-падежных конструкций единственного числа в речи.

- Игра «Сделай, не ошибись» Детям предлагается выполнить задания и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения: выше, ниже, справа, слева, между, перед и др.

-Игра «Добавь слово» Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей, ребёнок должен закончить предложение, используя слова справа, слева, перед, впереди, позади (стол стоит…; мишка сидит…; часы стоят…)

- Игра «Умей найти своё место»: детям предлагается встать друг за другом и ответить на вопросы: «За кем ты стоишь?» (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого).

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Совместная деятельность как средство развития ребенка
Поскольку, социальная среда средней школы предъявляет повышенные требования к личностным особенностям и способностям ребенка, а именно к наличию определенного уровня самостоятельности и произвольности, к наличию способности устанавливать взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми, к на ...

Игра как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств ...

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др. Архипова Е. Ф. говорит о том, что формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития р ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru