Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Образование и воспитание » Оценка уровеня сформированности функций словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией » Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Страница 3

Проведённое исследование подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что у детей со стёртой дизартрией могут наблюдаться особенности формирования функций словоизменения и словообразования. В исследовании приняли участие 20 детей со стёртой дизартрией. Разработанная методика исследования позволила выявить уровень сформированности функций словоизменения и словообразования у данной группы детей. По результатам исследования были выделены 4 группы детей по степени сформированности функции словоизменения (со степенью сформированности выше среднего- 2 чел., со средней степенью сформированности - 5 чел., со степенью ниже среднего-10 детей, с низкой степенью- 3 чел.) У всех 20 испытуемых определили уровни сформированности функций словоизменения Уровень сформированности функции словоизменения мы определили у всех 20 детей. Высокий уровень (3,0 б.) сформированности функции словоизменения не выделяется. У всех детей на уровне выше среднего определяется образование следующих форм: образование форм дательного падежа имени существительного в единственном числе (2,8 б.) и дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа (2,9 б.). На среднем уровне сформированности находятся функции - изменение имён существительных по числам в именительном падеже (2,4 б.); образование формы творительного падежа имени существительного в единственном числе (2,4 б.); согласования прилагательных с существительными в роде (2,5 б.). Низкому уровню сформированности соответствуют следующие функции: образования форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе (1,9 б.); согласование существительных с числительными «два» и «пять» (1,4 б.), употребление предложно-падежных конструкций единственного числа в речи (2,0 б.). При исследовании функции словообразования выделили 4 группы детей: со степенью сформированности выше среднего– 2 чел., со средней степенью сформированности - 1 чел., со степенью ниже среднего- 5 чел., с низкой степенью словообразования -12 детей. Был определён уровень функции словообразования у всех испытуемых: средний уровень - образование глаголов с противоположным значением при помощи приставок (2,4 б.); образование глаголов совершенного вида (2,6 б.); уровень ниже среднего (2,3- 2,1 б.)- образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (2,2 б.), образование относительных прилагательных от существительных (2,1 б.); низкий уровень- образование слов, обозначающих детёнышей животных от существительного с помощью суффиксов (1,9 б.); образование имен существительных при помощи суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды) (1,7 б.); образование имен существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия (1,5 б.); образование притяжательных прилагательных от существительных (1,6 б.).

Таким образом, проведённое исследование показывает, что у детей со стёртой дизартрией наблюдается нарушение формирования грамматического строя речи, а именно функций словоизменения и словообразования. Для формирования правильного образования грамматических форм была предложена серия упражнений и дидактических игр.

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Анализ и обобщение результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы
На контрольном этапе исследования для выявления изменения знаний и представлений детей о ЗОЖ в исследуемом классе, их видения собственного ЗОЖ, включая стремление к ЗОЖ, после проведения ряда мероприятий направленных на формирование ЗОЖ у подростков, мы еще раз предложили им заполнить анкету. Табли ...

Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит ...

Реализация принципа доступности
Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А.Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил д ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru