Мониторинг воспитательного потенциала семьи

Образование и воспитание » Мониторинг воспитательного потенциала семьи

Страница 2

Можно выделить следующие аспекты воспитательной функции семьи:

- познавательные, связанные с передачей ребенку родителями и ближайшими членами семьи знаний об окружающем мире;

- опекунские, обеспечивающие всем членам семьи опеку и оказание услуг в различных жизненных ситуациях;

- социализации детей и подростков, имеющей целью передачу членам семьи основных норм и принципов поведения, принятых в данном обществе, а также обычаев и традиций, сформировавшихся в процессе исторического развития народа;

- подготовки к творческой жизни и будущей профессии;

- стимулирования развития интересов, увлечений и способностей детей;

- организации для ребенка воспитательных ситуаций в семье и вне ее;

- удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка в безопасности, любви и признании.

При анализе процесса воспитания ребенка в семье исследователь неизбежно сталкивается с необходимостью изучения причин и факторов, позитивно или негативно влияющих на реализацию воспитательной функции. Для решения такой задачи вводится понятие воспитательный потенциал семьи. Потенциал характеризуется возможностями реальными, конкретными, фиксированными, сформированными в процессе какой-либо деятельности и в настоящее время находящимися в готовом и реальном виде. Если же рассматривать это понятие по отношению к отдельному человеку или к семье, то оно выражает реальные способности к использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченной цели.

В ходе исследования определены сущность воспитательного потенциала семьи и подходы к анализу его структуры и факторов. Воспитательный потенциал представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Он объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами, а также включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей.

Эффективность реализации воспитательного потенциала семьи обусловлена многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся: образ жизни и система ценностей; характер взаимоотношений в семье; образовательный уровень членов семьи, их педагогические навыки; бюджет времени (ресурсы времени); распространенность социальных аномалий; социально-экономическое положение (уровень жизни, жилищные условия, занятость, социальная инфраструктура жизнедеятельности семей); социально-демографические факторы (структура семьи). Совокупность факторов, детерминирующих формирование и реализацию воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы:

1) объективного действия макросоциального характера, внешние по отношению к семье;

2) внутрисемейные, субъективного свойства, связанные с общекультурным и образовательным уровнем членов семьи, потребностями и установками, а также с внутрисемейными отношениями.

В рамках исследования нами был проведен анализ действующих форм мониторинга образовательных и воспитательных систем, выявлены требования к источникам информации, проведена классификация существующих видов мониторинга. Любой из них должен отвечать следующим требованиям:

1) иметь целевую направленность;

2) обеспечивать максимальную достоверность информации и формулируемых на ее основании выводов;

3) обеспечивать непрерывность и систематизированность наблюдений, а также регулирование обновления тематики и инструментария.

Под мониторингом воспитательного потенциала семьи понимается специально организованная и постоянно действующая система сбора, хранения и анализа статистической и социологической информации с целью оценки воспитательных возможностей семьи, перспектив их развития и выработки рекомендаций по семейной и социальной политике.

Проведение мониторингового исследования осуществляется в несколько этапов. Выделим наиболее важные из них:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Понятие о формах теоретического и производственного обучения
В общеобразовательных школах, СПТУ и средних специальных учебных заведениях применяются урочная и внеурочная формы организации обучения, в каждой из которых используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной работы с учащимся. Все они в советской школе имеют коллективист ...

Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития
Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближ ...

О необходимости введения новой системы оценивания
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценива ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru