Мониторинг воспитательного потенциала семьи

Образование и воспитание » Мониторинг воспитательного потенциала семьи

Страница 1

Актуальность проблемы, обозначенной в названии статьи, обусловлена существенным возрастанием в современном российском обществе интереса к проведению грамотной, стратегически выстроенной социальной политики в области формирования системы воспитания. В настоящее время задача поддержки семьи выдвинута в разряд первостепенных, что позволяет надеяться на активизацию исследований в этой области.

Формирование активной семейной политики предполагает тщательное изучение таких вопросов, как повышение ценности семейного образа жизни, родительства, укрепление социальных норм семьи и брака. Это невозможно без достоверной информации о реализации семьей своей воспитательной функции.

Приходится признать, что в изменяющихся социальных условиях российской действительности эффективность выполнения семьей воспитательной функции снизилась. Растет удельный вес неполных семей, имеющих детей до 18 лет (23,3%), увеличиваются число разводов, количество детей, родившихся вне зарегистрированного брака (до 30%), возрастают масштабы социального сиротства и подростковых девиаций (в частности, безнадзорность несовершеннолетних, подростковая преступность, алкоголизм и наркомания). Доля несовершеннолетних правонарушителей составляет 12,4% от общей численности лиц, совершивших преступления (2004 г.). По данным опросов ВЦИОМ, 36% респондентов полагают, что к довольно распространенным явлениям следует отнести плохое воспитание детей, их заброшенность и беспризорность .

Получили распространение социально обусловленные заболевания подростков, которые приводят к хроническому нарушению здоровья и преждевременной смерти. С 1993 г. у детей регистрируются и устойчиво растут к 2004 г. алкоголизм (в 2,2 раза), токсикомания (в 3 раза), наркомания (в 20 раз), сифилис (в 65 раз). Среди школьников IX—XI классов 70% употребляют алкоголь, 11% формируют "группу риска", около 40% курят, 6—10% — хотя бы один раз пробовали наркотики. Число болезней, передающихся половым путем, у девочек до 14 лет за 1990—2002 гг. увеличилось в 87 раз, что объясняется ранним опытом половых отношений и вовлечением девочек в проституцию.

Лабораторией проблем семейной политики ГНИЙ семьи и воспитания ведутся научные исследования в области мониторинга воспитательного потенциала российской семьи, разработаны научно-методологические рекомендации для его проведения, сформирована программа и инструментарий социологических исследований в этой области. Осенью 2006 г. по заданию Московского правительства было проведено социологическое исследование "Московская семья 2006". Оно позволило оценить влияние социальных и демографических процессов, а также внутрисемейных отношений как детерминант воспитательного потенциала семьи и определить перспективы его развития. Результаты исследования могут послужить научным обоснованием приоритетных направлений и путей совершенствования государственной политики в отношении семьи и детей.

Прежде чем обратиться к анализу сущности воспитательного потенциала семьи, остановимся на подходах к определению понятий воспитание и воспитательная функция семьи. В контексте нашего исследования воспитание понимается в широком социальном смысле: оно включает в себя целостное воздействие общества на человека, т.е. отождествляется с социализацией.

Воспитание — процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемого в рамках и под воздействием социальных институтов (в частности, института семьи) в целях ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, общественно-политической, культурной, семейно-бытовой и др.). При этом особенно важно, что формирование и развитие личности идет под воздействием всей совокупности объективных и субъективных факторов, с которыми индивид находится или находился в контакте. Под воспитательной функцией семьи понимается осуществление первичной социализации ребенка и воспитание детей в семье вплоть до достижения ими социальной зрелости. Учитывая тот факт, что в семье воспитываются и взрослые, и дети, необходимо признать наиболее важным ее влияние именно на подрастающее поколение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Понятия «творчество» и «художественно-творческие способности» в науке
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рис ...

Формирование личности умственно отсталых школьников в процессе трудового воспитания
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригиру ...

Конспект объяснения нового материала
При обработке рукавов покроя реглан существуют свои особенности. Рассмотрим обработку двухшовного рукава реглан. Рис. Наименование срезов деталей двухшовного рукава Технологическая обработка двухшовного рукава покроя реглан с притачной манжетой Передние срезы рукавов стачивают по контрольным надсеч ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru