Мониторинг воспитательного потенциала семьи

Образование и воспитание » Мониторинг воспитательного потенциала семьи

Страница 3

1) определение целей;

2) подготовка инструментария исследования, включающего: а) выбор показателей и критериев, характеризующих результаты реализации воспитательного потенциала семьи; б) разработку средств для получения этих показателей (данные переписей населения, официальной статистики, результаты проводимых исследований, специально организованное социологическое исследование);

3) выделение и качественный анализ факторов, которые предположительно могут оказывать влияние на формирование и реализацию воспитательного потенциала семьи;

4) выбор математико-статистических методов для проверки выдвинутых гипотез на основе данных, которые предполагается получить в ходе мониторинга;

5) определение объема выборочной совокупности для проведения специального социологического исследования;

6) практическая организация и проведение исследования, сбор количественных данных;

7) статистическая обработка данных и проверка гипотез;

8) качественный анализ и интерпретация полученных в ходе мониторинга результатов и формулирование итоговых выводов по реализации воспитательного потенциала семьи;

9) принятие управленческих решений на основе результатов мониторинга.

Организация мониторинга преследует в качестве основной цели получение достоверной информации о состоянии всех аспектов воспитательного потенциала семьи на основе обоснованных индикаторов.

Мониторинг воспитательного потенциала семьи ориентирован на решение следующих задач:

1) непрерывное наблюдение и анализ динамики изменения структурных элементов воспитательного потенциала семей;

2) анализ противоречий во внутренней структуре и формах реализации воспитательного потенциала семьи, всестороннее исследование причин и факторов, порождающих эти противоречия;

3) разработка стратегии и механизмов реформирования социальной политики в отношении семьи, профилактика и диагностика негативных процессов (разработка предложений, направленных на оптимизацию соответствующей системы государственного управления);

4) прогнозная оценка на основе выявленных тенденций перспектив воспитательного потенциала семей разных типов.

Объектом мониторинга является семья как социальный институт. Проводимые Росстатом обследования позволяют выделять следующие типы семей, на которые необходимо ориентироваться при проведении мониторингового исследования воспитательного потенциала семьи: а) полные семьи: супруги с 1—2 детьми; супруги с 1—2 детьми и другими родственниками; супруги с 3 и более детьми; супруги с 3 и более детьми и другими родственниками; б) неполные семьи: с 1—2 детьми; с 1—2 детьми и другими родственниками; с 3 и более детьми; с 3 и более детьми и другими родственниками.

При определении информационной базы мониторинга необходимо учитывать, что его объект динамичен, находится в постоянном развитии. Семья подвержена влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать нежелательные изменения в ее функционировании. Реализация мониторинга предполагает организацию по возможности постоянного слежения (оценка, изучение) за объектом, предусматривает отбор обоснованных показателей и индикаторов. Слежение осуществляется путем непосредственного измерения или описания параметров объекта. Потребителями результатов мониторинга могут быть: конкретный орган (органы) управления (на федеральном, региональном уровне), ответственный за разработку и реализацию семейной, образовательной и воспитательной политики; отдельные, как правило, социально-профессиональные группы; общество в целом. Опросы экспертов по определенным проблемам функционирования и развития воспитательного потенциала семьи позволяют взглянуть на выявленные населением через социологические опросы проблемы с другой стороны, дать им объективную оценку.

Научное обеспечение мониторинга объединяет две группы критериев, основанных на статистической информации или на результатах социологических исследований. Основным преимуществом первой можно назвать ее доступность, информативность, полноту и качество. Однако необходимо отметить, что для решения задач мониторинга воспитательного потенциала семьи только статистической информации недостаточно, так как она не может охватить все стороны жизнедеятельности семей и все факторы, на нее влияющие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Методы формирования творческого потенциала личности в процессе обучения по предмету «Технология»
Как известно, главный труд детей – учеба и для того, чтобы воспитать у учащихся творческие черты личности, нужно делать его творческим. Повышение творческой активности во многом зависит подготовки школьников к творческой деятельности. Огромную роль в этой деятельности играет учитель технологии. На ...

Формы организации двигательной активности и их использование в режиме дня ребенка
С целью выявления организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ №13. Нами была использована работа О.А. Скорлуповой «Контроль как один из этапов диагностики физкультурно-оздоровительной работы». Контроль предназначен для оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста. В период с младш ...

Метод проектов – одно из приоритетных средств развития воспитательного потенциала, интеллекта и творчества личности
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время становится интегрированным компонентом вполне разработанной и ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru