Мониторинг воспитательного потенциала семьи

Образование и воспитание » Мониторинг воспитательного потенциала семьи

Страница 3

1) определение целей;

2) подготовка инструментария исследования, включающего: а) выбор показателей и критериев, характеризующих результаты реализации воспитательного потенциала семьи; б) разработку средств для получения этих показателей (данные переписей населения, официальной статистики, результаты проводимых исследований, специально организованное социологическое исследование);

3) выделение и качественный анализ факторов, которые предположительно могут оказывать влияние на формирование и реализацию воспитательного потенциала семьи;

4) выбор математико-статистических методов для проверки выдвинутых гипотез на основе данных, которые предполагается получить в ходе мониторинга;

5) определение объема выборочной совокупности для проведения специального социологического исследования;

6) практическая организация и проведение исследования, сбор количественных данных;

7) статистическая обработка данных и проверка гипотез;

8) качественный анализ и интерпретация полученных в ходе мониторинга результатов и формулирование итоговых выводов по реализации воспитательного потенциала семьи;

9) принятие управленческих решений на основе результатов мониторинга.

Организация мониторинга преследует в качестве основной цели получение достоверной информации о состоянии всех аспектов воспитательного потенциала семьи на основе обоснованных индикаторов.

Мониторинг воспитательного потенциала семьи ориентирован на решение следующих задач:

1) непрерывное наблюдение и анализ динамики изменения структурных элементов воспитательного потенциала семей;

2) анализ противоречий во внутренней структуре и формах реализации воспитательного потенциала семьи, всестороннее исследование причин и факторов, порождающих эти противоречия;

3) разработка стратегии и механизмов реформирования социальной политики в отношении семьи, профилактика и диагностика негативных процессов (разработка предложений, направленных на оптимизацию соответствующей системы государственного управления);

4) прогнозная оценка на основе выявленных тенденций перспектив воспитательного потенциала семей разных типов.

Объектом мониторинга является семья как социальный институт. Проводимые Росстатом обследования позволяют выделять следующие типы семей, на которые необходимо ориентироваться при проведении мониторингового исследования воспитательного потенциала семьи: а) полные семьи: супруги с 1—2 детьми; супруги с 1—2 детьми и другими родственниками; супруги с 3 и более детьми; супруги с 3 и более детьми и другими родственниками; б) неполные семьи: с 1—2 детьми; с 1—2 детьми и другими родственниками; с 3 и более детьми; с 3 и более детьми и другими родственниками.

При определении информационной базы мониторинга необходимо учитывать, что его объект динамичен, находится в постоянном развитии. Семья подвержена влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать нежелательные изменения в ее функционировании. Реализация мониторинга предполагает организацию по возможности постоянного слежения (оценка, изучение) за объектом, предусматривает отбор обоснованных показателей и индикаторов. Слежение осуществляется путем непосредственного измерения или описания параметров объекта. Потребителями результатов мониторинга могут быть: конкретный орган (органы) управления (на федеральном, региональном уровне), ответственный за разработку и реализацию семейной, образовательной и воспитательной политики; отдельные, как правило, социально-профессиональные группы; общество в целом. Опросы экспертов по определенным проблемам функционирования и развития воспитательного потенциала семьи позволяют взглянуть на выявленные населением через социологические опросы проблемы с другой стороны, дать им объективную оценку.

Научное обеспечение мониторинга объединяет две группы критериев, основанных на статистической информации или на результатах социологических исследований. Основным преимуществом первой можно назвать ее доступность, информативность, полноту и качество. Однако необходимо отметить, что для решения задач мониторинга воспитательного потенциала семьи только статистической информации недостаточно, так как она не может охватить все стороны жизнедеятельности семей и все факторы, на нее влияющие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Закономерности и особенности развития рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте
В контексте возрастной психологии разрабатываются онтогенетические аспекты изучения рефлексии. Большинство авторов Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. считают рефлексию новообразованием младшего школьного возраста. Ряд авторов, в том числе Ж. Пиаже, В.С. Мухина, периодизацию онтоге ...

Характеристика контингента и методы экспериментального исследования наглядно-образного мышления
Цель эксперимента: Выявить особенности наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела. Задачи эксперимента: Проанализировать научно-методическую литературу по организации и проведению обследования мышления учащихся с умственной отсталостью. Ознакомиться с хара ...

Взаимосвязи иностранного языка с другими науками
Взаимосвязи иностранного языка с другими учебными предметами разнообразны и многофункциональны. Наиболее плодотворные пути совершенствования учебного процесса по иностранным языкам при условии использования межпредметных связей можно усматривать в совершенствовании, как содержательного плана учебно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru