Мониторинг воспитательного потенциала семьи

Образование и воспитание » Мониторинг воспитательного потенциала семьи

Страница 4

Социологическая информация представляет собой данные опросов семей. Только она может быть источником сведений о мотивации и поведении членов семей, каких-либо личностных их особенностях, оказывающих значительное влияние на воспитательный потенциал.

При разработке рекомендаций по проведению специального социологического исследования уделялось внимание необходимости сбора информации, характеризующей: состав семьи; социально-экономическое положение семьи и его оценку семьей, наличие материальных и/или жилищных проблем, отрицательно сказывающихся на воспитательном потенциале семьи; уровень образования родителей и желаемое образование для детей; оценку существующих сложностей в воспитании детей; требования, предъявляемые к детям; характер и степень контроля за поведением детей; самооценку членами семьи своих возможностей в воспитании детей; единство взглядов в семье на воспитание детей; уровень педагогической культуры родителей и иных членов семьи; удовлетворенность воспитанием детей; такие аспекты воспитательного процесса в семье, как воспитание трудолюбия, готовности к труду, подработка детей и отношение к этому родителей; развитие творческих способностей детей, сферы их интересов, взаимодействие семьи с другими институтами воспитания.

Важными данными, позволяющими охарактеризовать воспитательный потенциал семьи и подлежащими мониторинговому отслеживанию, выступают формирующаяся в семье система ценностей, в том числе ориентация на семейный образ жизни, совместное проведение досуга, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, соответствующие потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др., возможности "социального участия" семьи в делах общества и государства.

Из необходимости анализа социально-экономических факторов воспитательного потенциала семьи вытекает потребность при проведении мониторинга в следующей статистической информации: данных о доходах и расходах семей (в том числе о доле расходов на услуги социальной инфраструктуры, распределении семейных инвестиций в образование, расходах на питание и его структуре), обеспеченности предметами длительного пользования, занятости членов семьи, в том числе отдельно о занятости матери и отца, видах и объемах помощи и льгот. Помимо этого весьма важна и социологическая информация, получаемая на основе разработанного инструментария, об оценке семьей своего материального положения, обеспеченности жильем, товарами длительного пользования, возможности удовлетворения потребностей.

Значимую информацию о реализации воспитательного потенциала семьи дают данные о занятости и бюджете времени родителей. Родительское поколение, которое несет главную нагрузку по воспитанию детей в семье, поставлено в такие условия, когда люди вынуждены много работать, часто на двух, трех работах, чтобы прокормить детей и стариков. В таких условиях на воспитание ребенка не остается ни физических и моральных сил, ни времени.

Большое значение имеет исследование социальной инфраструктуры жизнедеятельности семьи, развитие которой является необходимым условием успешной реализации воспитательной функции. Статистическими показателями, характеризующими этот параметр, могут стать данные о состоянии и развитии:

- системы дошкольного воспитания;

- российской системы образования (общего начального, среднего и высшего профессионального образования);

- сферы культуры (включая показатели посещаемости учреждений культуры);

- сферы досуга, отдыха, физкультуры и спорта, учреждений оздоровления детей и подростков;

- системы социального обслуживания семей (центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, социальных приютов для детей и подростков и пр.).

Немаловажен анализ макроэкономических показателей, характеризующих развитие социальной инфраструктуры и, прежде всего, бюджетных расходов на образование, организацию досуга и отдыха и социальное обслуживание семей и детей, уровень и динамику цен на услуги перечисленных отраслей социальной инфраструктуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Роль учителя при выполнении проекта
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-ко ...

Об общих подходах к оцениванию при безотметочном обучении
В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы: - что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует); - как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается); - каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оцениван ...

Технология проведения деловой игры на уроках информатики
Деловая игра - один из видов деятельности, с помощью которой в условно-воображаемой, образно-эмоциональной форме воспроизводится и усваивается реальная действительность. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и отношений с миром, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru