Технология применения поощрения и наказания

Страница 1

Возьмем любую педагогическую ситуацию. Будучи определенной совокупностью отношений (между педагогом и учащимися, внутриколлективных отношений, отношений учащихся к организуемой деятельности, к самим себе - их внутренних психических состояний), любая ситуация представляет собой как бы "срез", частичный или полный, учебно-воспитательного процесса, своего рода моментальный фотографический снимок. Если зафиксировать буквально через минуту еще один "срез" и сравнить их, то можно будет заметить изменения, порой весьма существенные, в характере отношений, составляющих сущность данной ситуации. Чем определяются эти изменения?

Разумеется, большое значение имеет организация коллектива учащихся, в частности развитие в нем самоуправления. Очень важную роль играет сама система работы по идейно-нравственному убеждению детей и подростков. Однако влияние этих факторов на развитие конкретной педагогической ситуации бывает, как правило, опосредованным, сказывается через какое-то время. Условием, непосредственно и сразу изменяющим ситуацию, является педагогическое воздействие. Именно педагогическое воздействие, понимаемое как совокупность воздействий педагогов, школьного коллектива и элементов самостимуляции, непосредственно определяет динамику воспитательного процесса в каждый данный момент.

Назначение поощрения и наказания как средств педагогической коррекции, осуществляемой в системе воздействия, заключается в том, что бы поддержать развитие учебно-воспитательного процесса в соответствии заданным направлением. Специфика самого явления педагогической коррекции состоит в следующем. Благодаря воздействиям, осуществляемым в различных формах педагогического требования, складывается определенный стереотип взаимоотношений. Стереотипность привычность этих взаимоотношений обладают большой устойчивостью. Именно поэтому в ситуациях, диктующих необходимость внесения определенных быстрых изменений в характер этих взаимоотношений, действий в формах педагогического требования оказывается недостаточно, и используются соответствующие поощрения и наказания.

Воздействия, осуществляемые в различных формах перспективы, формируют определенные отношения воспитанников к различным видам деятельности, организуемой педагогами. Стереотипы этих отношений характеризуются определенными правами и обязанностями детей и подростков в тех видах или иных видах деятельности. И опять-таки, для того чтобы внести заметные изменения в эти отношения, бывает необходимо использовать соответствующие поощрения и наказания.

Наконец, важнейшим регулятором, определяющим устойчивое отношение того или иного школьника к самому себе, его психическое состояние, является воздействие общественным мнением коллектива. Это большая нравственная сила, которая при правильном руководстве способна творить настоящие чудеса. И здесь также бывают ситуации, в которых надо добиться резкого изменения отношения учащегося к своему поведению, а, следовательно, изменения общественного мнения коллектива. Условием этих изменений также являются отвечающие их особенностям поощрения и наказания.

Говоря в целом, поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

Несмотря на кажущуюся простоту методы поощрения и наказания требуют соблюдение определенных условий, тщательного анализа ситуации и известной осторожности, определяющих эффективность этих методов. То есть существует определенная технология применения поощрений и наказаний. Легко установить, что означает слово "технология", образованное от латинских слов "техне" - искусство, мастерство, ремесло и "логос" - наука. До последнего момента "интеллектуальные производства", в числе которых и воспитание человека, обходились без понятия технологии. Современная педагогическая теория, "созревшая" для технологического подхода в воспитании, признает его целесообразность и рационализм.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

СПК как критерий определения качества начального профессионального образования
В настоящее время тенденции развития экономики страны существенно влияют на процесс формирования и модернизации системы начального профессионального образования, а так же ставят перед учебными заведениями новую задачу – готовить специалистов в соответствии с запросами работодателей в компетенциях ( ...

Сложившиеся концепции народной педагогике
Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценива ...

Сравнение с российской системой планирования образования
В Российской Федерации не существует стройного концентрического ряда учебных планов различных уровней. Тем не менее, все виды учебных планов, разрабатываемых в Нидерландах, имеют свои аналоги в России. Многие из параметров голландских учебных планов содержатся в той или иной мере в разнообразных до ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru