Основы формирования и оценки компетенций в системе профессионального и среднего образования

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Основы формирования и оценки компетенций в системе профессионального и среднего образования

Страница 5

Разработанные на основании иерархической классификационной модели социально-профессиональной компетентности и формализованные модели системных комплексов требований к результатам подготовки обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования с позиций государства, работодателей и образовательных учреждений позволили: провести анализ требований к результатам подготовки обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования и определить присущие им расхождения и общности; на основе общностей формализованных моделей разработать инвариантный алгоритм формирования требований к результатам подготовки выпускников учреждений профессионального образования и определить семантико-синтаксические приемы формулирования дескрипторов компетенций, способностей, знаний, умений и навыков.

Механизм системогенеза компетенций аналогичен механизму формирования способностей субъекта деятельности (кривые 1, 2 и 3, рисунок 5).

Рисунок 5 – Графическое представление системогенеза компетенций обучающегося (1 фаза – формирование способностей, 2 фаза – формирование компетенции)

Разница в том, что формирование компетенции за счет интеграции способностей будет успешной при достижении определенной цели в ходе выполнения комплекса смежных функций в рамках конкретного вида деятельности. При этом способности и ЗУН рассматриваются как элементы более сложного системного комплекса – компетенции. В нулевой точке (рисунок 5) – начало формирования компетенции, происходит фокусировка обучающегося на решение комплекса задач (проекта), составленных в логике достижения образовательной цели – формирование конкретной компетенции в выбранной сфере деятельности. Далее процесс формирования компетенций проходит последовательно по этапам (кривая 4, рисунок 5) в соответствии с логистической закономерностью. В качестве этапов формирования компетенций выделяются: 1) активация способностей и 2) интеграция способностей.

На первом этапе обучающийся актуализирует способности, необходимые для выполнения смежных функций путем решения поставленных задач. Второй этап характеризуется активными усилиями обучающегося, направленными на интеграцию способностей и формирование способности достигать результата деятельности. По мере достижения происходит формирование компетенции как системы. В соответствии с механизмом системогенеза способностей и компетенций определяется, что оценка их сформированности может быть только бинарной – сформированы (1 – да) или не сформированы (0 – нет).

Таким образом, требования к результатам освоения профессиональной образовательной программы представляют собой иерархический комплекс дескрипторов знаний, умений, навыков, способностей и компетенций, формируются в логической последовательности (вид профессиональной деятельности → компетенции → способности → знания, умения, навыки) и являются:

базой сравнения для оценки индивидуальных образовательных достижений;

основой для модульной организации образовательного процесса с учетом различных (синхронных или асинхронных) траекторий обучения и формирования фондов оценочных средств – системы педагогических контрольно-измерительных материалов.

С целью определения логической последовательности процедур, полномочий и ответственности субъектов контрольно-оценочной деятельности построена структурно-функциональная модель контроля и довузовскойподготовки обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования на основе анализа:

основных видов контроля, применяемого к практике профессионального образования, и функций оценки индивидуальных образовательных достижений;

федерального законодательства в сфере образования в части разграничения компетенций государства, работодателей и образовательных учреждений при организации и проведении контроля качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

В соответствии с методологией функционального моделирования разработанная структурно-функциональная модель контроля и довузовской подготовки является основой для разработки моделей организационных систем контроля и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования, которые разработаны и описаны в третьей главе.

В целях определения содержательных и процессных аспектов технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений в системе профессионального образования разработаны формализованные модели оценки индивидуальных образовательных достижений по результатам изучения учебных модулей (учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и др.), защиты ВКР и неформального обучения. На их основе разработана модель интегральной довузовской подготовки выпускников учреждений профессионального образования () формализуемая в виде многокомпонентного кортежа:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Формирование личностного отношения учащихся к знаниям при обучении иностранному языку
Человек всегда говорит с определенной целью: убедить в чем-то, изменить что-то, побудить к чему-то. Для этого самому говорящей/ надо быть убежденным в своих взглядах, иметь собственное мнение. Следовательно, в самой природе речевого общения содержится аспект личностного отношения, фор­мой которого ...

Необходимость знакомства детей со скульптурой
Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством. Знакомство детей со скульпту ...

Развитие фонематической системы у дошкольников с ОНР
При общем недоразвитии речи у детей нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженны ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru