Основы формирования и оценки компетенций в системе профессионального и среднего образования

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Основы формирования и оценки компетенций в системе профессионального и среднего образования

Страница 2

Анализ структуры (рис. 1) показывает, что при обучении формирование профессиональных компетенций обучающегося происходит с опорой на общие и предметные компетенции. С другой стороны, по мере формирования и закрепления профессионального опыта происходит обновление и развитие общих компетенций. Под предметной компетенцией понимается компетенция, проявляемая в использовании обучающимся способностей предметной направленности (по предмету изучения).

Согласно положениям психологии и педагогики знания и способности индивида выступают в роли средств формирования умения и навыка (В.Д. Шадриков). При этом в процессе перерастания умения в навык происходит развитие способностей субъекта деятельности, определяющих формирование и системную взаимосвязанность способностей личности как компетенций (рис. 2). С позиций системного анализа способность как системное новообразование субъекта деятельности, должна проявлять свойство эмерджентности в результате интеграции элементов (знаний, умений, навыков и задатков). Интеграция ЗУН и задатков основана на их сочетаемости. В контексте достижения образовательной цели ЗУН, способности и компетенции сочетаются человеком в различных комбинациях.

Рисунок 2 – Схематическое представление компонентного состава компетенций

Исходя из того, что знания, умения, навыки, способности и компетенции как результаты учебно-познавательной деятельности являются для обучающегося индивидуальными образовательными достижениями, присущее им свойство – интегрироваться в определенных характером умственной или предметной деятельности комбинациях можно обозначить как валентность. Мерой выраженности валентности является число этих взаимодействий.

Применение в данном случае термина валентность вполне оправдано по аналогии с валентностью действия принятой в теории мотивации В. Врума, где с помощью понятия валентности действия обозначают тот факт, что одно действие может выполнять инструментальную роль по отношению к цели другого действия, т.е. служить средством для ее достижения. Справедливость применения термина валентность в данном случае подтверждается с языковедческих позиций, поскольку формализация знаний, умений и навыков осуществляется посредством языкового выражения. Принятое в языкознании понятие валентность означает потенциальную сочетаемость языковых элементов (фонемы, морфемы, слова и т.д.), определяющую способность вступать в комбинации с другими языковыми элементами, преимущественно того же уровня.

Проявления валентностей индивидуальных образовательных достижений выражаются в их отношениях между собой в конкретном виде деятельности. Основой для проявления валентности элементов знаний, отдельных умений и навыков, а также способностей и компетенций является комплекс отношений между ними и их элементами в конкретном виде деятельности, когда ЗУН выполняют инструментальную роль в достижении цели деятельности, тем самым, являясь средством для формирования способностей и компетенций.

Формирование компетенции определяется:

наличием всех элементарных знаний, умений, навыков и способностей, необходимых для ее формирования (целостность системы);

осуществлением умственной и предметной деятельности, приводящей к интеграции знаний, умений, навыков и способностей;

сформированностью ее системоопределяющего элемента – способности достигать результата деятельности.

Компетенция как система:

неаддитивна, т.е. простая сумма элементарных ЗУН и способностей еще не является системой без проявленности ее ключевого системообразующего элемента (конфигуратора);

обладает системной вложенностью – компетенция представляет собой сложную систему, состоящую из подсистем – способностей субъекта деятельности;

имеет целенаправленность, являющийся системообразующим фактором ее формирования, который определяется целями выполнения комплекса действий, направленных на решение определенных задач деятельности;

обладает свойством обособленности, что объясняется целенаправленностью, отличной от целенаправленности других компетенций, тем самым, определяя ее некоторую изолированность в общей иерархии построения компетентности;

совместима с другими компетенциями посредством взаимосвязанности их элементов (конкретные знания, умения, навыки и способности как элементы одной компетенции субъекта деятельности могут являться элементами другой);

адаптивна, что связано с сохранением ее свойств (без существенного изменения) в случае ее применения для выполнения аналогичной функции в конкретном или смежном виде деятельности.

Состав элементов конкретной компетенции профессионального характера как системы включает в себя ЗУН и способности не только профессионального, но и общего характера, поскольку любые профессиональные функции не возможно выполнить без опоры на общие ЗУН и способности. То же относится и к предметным компетенциям, где в качестве их элементов выступают ЗУН и способности общего характера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Показатели готовности к обучению в средней школе
Каковы же показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено обучения? На основе анализа литературы, а также на основе результатов, проведенного нами опроса среди учителей средних классов можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в с ...

Приёмы развития речи детей посредством театрализовано-игровой деятельности
Следующий этап практической деятельности – формирующий. Цель данного этапа – работа по развитию речи посредством театрализовано-игровой деятельности проводилась в естественных для детей условиях, во время повседневной игровой деятельности. Был разработан план занятий, который включает в себя театра ...

Изготовление модели космического летательного аппарата типа шатал
Космический шатл не оснащается двигателями. Модель легка и представляет собой декоративную копию настоящего объекта. Модель можно установить на подставку, либо нитью закрепить и подвесить в помещении. Для постройки модели шатала, необходима плотная бумага (3 листа формата А3), нитки и клей (Глобус) ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru