Процесс системогенеза компетенций характеризуется количественными изменениями – накоплением знаний и формированием умений, навыков и способностей. Примером качественных изменений может служить переход в новое состояние, характеризующееся образованием у обучающегося определенной компетенции. Предполагается, что процесс формирования компетенции как системы заключается в сведении числа допустимых взаимодействий каждой из способностей и элементарных ЗУН (элементов) по мере их интеграции к некоторому минимуму. Показатель формирования компетенции как системы – минимизация числа допустимых взаимодействий ее элементов в логике деятельности, направленной на достижение результата.
Достижение цели деятельности приводит к комбинации способностей и элементарных ЗУН в допустимые сочетания. Число допустимых сочетаний (взаимодействий) определяет их валентность. При этом энтропию компетенции характеризует неупорядоченность взаимодействия элементов – способностей и элементарных ЗУН. На основании этих положений по аналогии с известными теоретико-информационными моделями итеративного научения в диссертации приводится математическая модель формирования способностей и на их основе компетенций в соответствии с логистической закономерностью.
В процессе целеполагания обучающийся посредством самоорганизации актуализирует свой потенциал (ЗУН, сформированные у него способности, опыта и самомотивация к обучению). Скорость процессов получения, обработки и хранения информации вначале низкая, но по мере запоминания новой информации и создания новых ассоциативных связей с уже имеющимися знаниями возрастает экспоненциально. По мере формирования способности посредством системной интеграции ЗУН подключается не только логическое мышление, но и эвристическое, при этом скорость обучения снижается, поскольку требуется значительное количество усилий.
Целенаправленность и успешность активной учебной деятельности обучающегося во многом зависит от его способностей, его опыта и мотивации к усвоению нового учебного материала. Анализ логистической кривой формирования способности показывает, что начало обучения характеризуется процессами целеполагания, восприятия, запоминания и воспроизведения новой информации (1 этап, рисунок 4 А).
А Б
Рисунок 4 – Графическое представление зависимостей формирования способности субъекта деятельности (a) от времени (t) (А – логистическая, Б – экспоненциальная)
В педагогической практике встречаются случаи, когда одни обучающиеся лучше других подготовлены к изучению нового учебного материала и быстрее адаптируются в новой сфере деятельности. Для них характер кривой зависимости количественного изменения формирования способности от времени может иметь экспоненциальный характер (рисунок 4 Б). Подобные кривые описаны В.П. Беспалько на примере процесса усвоения деятельности. В своей концептуальной основе механизм формирования способностей соответствует модели уровней усвоения знаний по В.П. Беспалько (таблица 2).
Таблица 2 – Соответствие этапов формирования способности субъекта деятельности уровням усвоения знаний
Вид деятельности |
Уровни усвоения знаний (по В.П. Беспалько) |
Этапы формирования способности субъекта деятельности |
Репродуктивная деятельность |
1 уровень – узнавание объектов, свойств, процессов данной области явлений действительности (знания-знакомства) при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действии с ними |
1 этап – восприятие, запоминание и воспроизведение информации, актуализация и агрегирование новой информации, а также знаний, умений и навыков, полученных ранее |
2 уровень – репродуктивное действие (знания-копии) путем самостоятельного воспроизведения и применения информации о ранее усвоенной ориентировочной основе для выполнения известного действия |
2 этап – применение знаний в сходной ситуации, по определённому образцу или известному алгоритму действий, данному извне, формированием репродуктивных ЗУН | |
Продуктивная деятельность |
3 уровень – деятельность по образцу на некотором множестве объектов (знания-умения и навыки); в этом случае испытуемым добывается субъективно новая информация в процессе самостоятельного построения или трансформации известной ориентировочной основы для выполнения нового действия |
3 этап – формирование умений и навыков применения знаний для разработки новых алгоритмов действий в практическом плане с целью создания значимых для субъекта деятельности ценностей или получения новой информации (формирование продуктивных ЗУН) |
4 уровень – «творческое действие», выполняемое на любом множестве объектов путем самостоятельного конструирования новой ориентировочной основы для деятельности (знания-трансформации) |
4 этап – формирование новых способностей субъекта деятельности за счет интеграции ЗУН |
Полезная информация:
Дежурство как форма организации детского труда, его значение в воспитании
детей
Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година. Дежурство предполагает труд одного или нескольких дет ...
Мусульманские мектебы и медресе
Развитие науки, культуры, просвещения на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, на юге Казахстана, начиная с V в., проходило под определяющим влиянием ислама. В этих регионах в течение тысячелетия (V-XV вв.), ведущая роль в образовании местных народов принадлежала мусульманским мектебам и медре ...
Навыки мышления низкого порядка
Большинство вопросов, которые задаются выпускникам в школах, требуют от них мышления низкого порядка, на уровне воспроизведения знаний и их понимания (смотри таблицу №3). Таблица №3. Знания Определение Идентификация и воспроизведение информации Что делает преподаватель Говорит, показывает, направля ...