Техники и приемы педагогической поддержки младшим школьникам

Образование и воспитание » Педагогическая поддержка в системе школьного начального образования » Техники и приемы педагогической поддержки младшим школьникам

Страница 7

Вопрос. Как должно быть построено заучивание стихотворения (как учебной задачи) с точки зрения теории Эльконина — Давыдова?

Решения. Надо сначала ознакомить учащихся с особенностями поэтической формы, научить их обращать внимание на рифму и ритм стихотворения и находить их. Затем нужно научить осмысливать каждое слово стихотворения. Выяснить, почему именно это слово, а не другое выбрал поэт из ряда возможных синонимов. Какой новый оттенок смысла вносится в том и другом случае. Можно, наконец, научить учащихся устанавливать внутренние логические связи. Все это будут способы анализа стихотворения, как особой художественной формы.

Ситуация. Одной из причин пониженной успеваемости в начальной школе является несформированность действия самоконтроля и саморегуляции как способности управления собственным психическим состоянием и поведением.

Дети затрудняются принимать и удерживать в памяти учебную задачу, самостоятельно намечать способ выполнения задания и завершать намеченное. И как следствие этого — психическая перезагрузка и повышенная утомляемость.

Вопрос. Какие пути развития саморегулирования и самоконтроля могут быть использованы в начальной школе?

Решение. У младших школьников не хватает силы воли, чтобы сдерживать себя, не разговаривать во время урока из-за возрастных особенностей развития, в частности, нервных процессов торможения. На протяжении обучения в начальных классах ребенок учится управлять своим поведением. Развивается произвольность памяти, внимания. Произвольной, становится организация его деятельности.

В учебной деятельности произвольность психических процессов развивается. Ускорить развитие произвольности психических процессов, в частности способности к самоконтролю и саморегуляции, возможно, с помощью специальных тренировочных упражнений, которые желательно проводить в игровой форме, что положительно повлияет на эмоциональное отношение к познавательной деятельности. Многие психологи (Волков В.С., Варначаева Л.В.) в этих целях рекомендуют.

1) для развития самоконтроля в зрительном сосредоточении анализировать написанные слова, «видеть» буквы в них. Детям предлагается игра на внимание. Дается текст с написанными предложениями (можно взять книгу, отслужившую свой срок). Ребенок должен вычеркивать все встретившиеся заданные буквы, например: «и» или «е». Ребенок должен сосредоточиться и контролировать все свои действия. А следовательно, будет происходить развитие функции контроля;

2) для развития самоконтроля в слуховом сосредоточении детям предлагается в произносимом вслух взрослым предложении, находить ошибки (смысловые, логические и др.). Например: «Зимой пошел дождь». Ребенок должен найти ошибку и правильно сформулировать фразу;

3) для развития целенаправленности, проявления организованности, настойчивости, способности планировать свои действия, ребенку предлагается рассказывать, что он будет рисовать или конструировать, как он будет осуществлять намеченное;

4) для развития самостоятельности необходимо, поручая ребенку какое-либо ответственное дело, поощрять творческий подход и самостоятельность выполнения. Проговаривание вслух последовательности действий способствует формированию саморегуляции в процессе выполнения заданий.

Ситуация. В младших классах учительница поручила неуспевающим школьникам помогать другим неуспевающим. В результате повысилась их собственная успеваемость.

Вопрос. За счет чего повышалась успеваемость таких школьников?

Решение. Помогая другим, школьник оказывался в роли учителя. Притом оказывался обычно хорошим «учителем» — терпеливым понимающим и достаточно требовательным (он это состояние испытал на себе). А самое главное — улучшалась их собственная самооценка. Они обретали уверенность в себе. Превращались из ученика «слушающего» в ученика «спрашивающего», задающего вопросы. Отличникам же такие состояния не понятны, т. к. это ими не испытано.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

Зависимость между силой, массой и ускорением. Второй закон Ньютона
Данную зависимость с точностью, которая возможна в демонстрационном эксперименте, устанавливают на опыте, Поскольку согласно принятой в стабильном учебнике методике сначала устанавливается только способ задания некоторой силы «безразлично какой именно!», в опытах можно варьировать только значение м ...

Песенный стиль и жанры
Русский волжский песенный стиль складывался в XVI – XVIII вв. при взаимопроникновении и взаимодействии разных этнических культурных традиций: финно-угорской, тюркской, монгольской, германской и восточнославянской (в её северорусской и южнорусской версиях). Проблемы взаимодействия культурных традици ...

Средства и методы адаптивного физического воспитания детей с ДЦП в дошкольном возрасте
Физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с церебральным параличом. Вопросы физического воспитания этих детей рассмотрены в работах М.В.Ипполитовой, Р.Д.Бабенковой, В.А. Бубновой. Основной целью физического воспитания является развитие двигатель ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru