Техники и приемы педагогической поддержки младшим школьникам

Образование и воспитание » Педагогическая поддержка в системе школьного начального образования » Техники и приемы педагогической поддержки младшим школьникам

Страница 8

Ситуация. Мальчик (10 лет) — мальчик старательный, но учеба ему не дается. Он знает о добрых намерениях матери. Рад был соответствовать ее (и учителя) ожиданиям. Делал даже попытки учиться лучше, но неудачно.

Вопрос. Достаточно ли одного желания хорошо учиться? С чего надо начать, чтобы улучшить учебу?

Решение. Мало только желания, необходимы навыки, умение учиться. Доску голыми руками не распилить, нужна ножовка. Так и в любом человеческом действии, в речи, в письме, в счете нужен инструмент. Чтобы слушать учителя на уроке необходимо владеть произвольным вниманием — и таких инструментов в учебе ребенка требуется множество. Как слушать, как планировать, как обрабатывать учебный материал и т. д. Эти инструменты детям дают взрослые. Если ребенок их не усвоил, ни какие клятвы исправиться не помогают.

Знания младшего школьника могут находиться на разном уровне полноты и глубины, осознанности и прочности, конкретности и обобщенности (эмпирической и теоретической). Владеть знаниями по какому-либо предмету — значит усвоить систему его научных понятий. До поступления в школу ребенок имеет дело с отдельными предметами, явлениями, их внешними свойствами и отношениями, а не с их сущностью, выраженной в понятиях. Житейские понятия мешают младшему школьнику усваивать научные.

Современная программа обучения предусматривает вооружение учащихся и теоретическими понятиями. Увеличение удельного веса теоретического содержания — необходимое условие развивающего обучения.

Ситуация. Исследования показывают, что в процессе общения от 100% задуманной информации остается в памяти собеседника 24%. Существенными «барьерами» общения являются: непонимание ситуации общения, психологические особенности общающихся, их культурно-нравственный уровень.

Слова, которые используются общающимися, нередко имеют разное значение, смысл. В одно и то же понятие может вкладываться разный смысл. А может быть, ребенку просто не знакомо значение того или иного слова, даже если оно им употребляется.

В учебной деятельности ученик часто сталкивается со словами, которые ему до конца не понятны. Он узнает их на слух и при чтении, но так до конца и не знает, что они означают. Накопление непонятных слов, которые ученик применяет, приводит к снижению успеваемости из-за непонимания общей сути излагаемого учителем учебного материала.

Вопрос. Как можно определить, какое слово ученик не понимает?

Решение. Надо чаще задавать учащимся вопросы ° том, что означает то или иное слово. Если ученик не знает слова, то он его и не употребляет. И ответы на него могут быть самыми разнообразными: «Не знаю», «Это, вот, когда…», «Ну, это просто…» и т. п.

Ситуация. Дети в начальной школе встречаются с массой слов, которых они не понимают. Если ученик не понимает слова, которые применяет в речи учитель, он не поймет сути объясняемого материала урока.

Вопрос. Всегда ли ученик обращается к учителю по поводу своего непонимания? Какие способы может использовать учитель, чтобы убедиться в том, что дети понимают его?

Решение. Ученик далеко не всегда обращается к учителю по поводу своей непонятливости. С возрастом он свою непонятливость все больше будет скрывать. Даже на вопрос учителя: «Всем ли понятно?» — учащиеся объективно не ответят. Учитель должен использовать так называемую «обратную связь» с учениками. О понимании учебного материала учащимися учитель может судить по их внимательности. Учитель может задавать контрольные вопросы, чтобы уточнить степень понимания сообщаемой информации.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

История педагогической мысли и просвещения Казахстана
История развития педагогической культуры казахского народа уходит в глубь веков. Основываясь на общих закономерностях развития истории Казахстана, условно выделяется три основных периода становления педагогической мысли, соответствующие основным этапам общественного прогресса народов этого региона. ...

Группа преобразований подобия и её подгруппы
Теорема 1. Множество всех преобразований подобия плоскости есть группа преобразований, называемая группой подобий. Доказательство. Если и - преобразования подобия с коэффициентами и , то - преобразования подобия с коэффициентом . Действительно является преобразованием плоскости. Докажем, что для лю ...

Диагностика развития предметной деятельности
При диагностике предметной деятельности у детей третьего года жизни основными параметрами выступают следующие: операционально-техническая сторона деятельности (виды действий с предметами), познава­тельная активность и включенность в общение с взрослым. Поскольку харак­терной чертой предметной деяте ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru