Мусульманские мектебы и медресе

Страница 4

Новометодные мектебы и медресе. В конце XIX века в среде буржуазных слоев мусульманских народов Крыма, Поволжья, Казахстана и

Средней Азии появляется реформистское течение джадидистов (И. Гаспринский, Д. Кильдеев и др.), выступавших с критикой старометодных мектебов и медресе, в которых господствовали чисто религиозное содержание образования, схоластические методы обучения. В "Записке о преобразовании высших и низших мусульманских школ (мектебов и медресе) в России" (автор не известен), поданной в Министерство народного просвещения в 1900 году, предлагалось:

"1. Унифицировать магометанские школы через введение единых учебных планов и программ, которых нет вообще.

2. Из чисто религиозной мусульманскую школу сделать общеобразовательной, включив в ее учебный план такие общеобразовательные предметы, как арифметику, географию, естествознание, историю русскую и всеобщую в разрезе современных требований.

3. Ограниченных, неграмотных фанатичных мулл заменить учителями с соответствующим образованием.

4. Ввести взамен древнего буквослагательного способа, бытующего в мектебах и медресе, новый результативный - звуковой.

5. Для оканчивающих мектебы и медресе устраивать испытания, выдавать окончившим соответствующие свидетельства и дать право на льготное отбывание воинской повинности.

6. Наблюдение за мусульманскими школами вверить не правительственным инспекторам, не мусульманскому духовенству, а выборным почетным гражданам из мусульман, с подчинением их попечителю округа" (Гос. архив Томской обл., ф.126, оп.2, д.2131, лл.3-7).

Рекомендовалось снабдить школы необходимым учебным оборудованием и учебниками, а учителей обеспечить постоянной заработной платой. Требования джадидистов - отстранить мусульманское духовенство от руководства мектебами и медресе, заменить мулл учителями, усилить общеобразовательный аспект образования при некотором сокращении религиозного - ограничивали монополию влияния кадимистов на население, ослабляли авторитет мусульманской церкви в целом. Это вызвало их бескомпромиссную борьбу против предлагаемых новшеств.

Царизм, разжигая междоусобную борьбу джадидистов и кадимистов, чаще всего становился на сторону реакционного мусульманского духовенства. Военный губернатор Семиречья П. Фольбаум, приказав ввести во всех мектебах и медресе русский язык, запретил открытие новометодных мектебов, преобразование старометодных школ в новометодные.

Первые новометодные школы в Средней Азии и Казахстане начали открываться в конце XIX века. Расширение сети этих учебных заведений наблюдается после пребывания И. Гаспринского в 1893 г. в Самарканде и Бухаре. В докладной записке генерал-губернатору Н.О. Розенбаху он предлагал преобразовать все старометодные мектебы в новометодные. Администрация края не поддержала инициативы И. Гаспринского, опасаясь усиления пантюркистских и сепаратистских течений в среде мусульманского населения. Тем не менее в 1897-1916 гг. в Самаркандской области было открыто 5 новометодных мектебов, в Сыр-Дарьинской - 40, в Ферганской - 30, в Семиреченской - 18, в Закаспийской - 2. В 1917 году в Туркестанском крае насчитывалось 94 новометодных мектеба и медресе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Обзор программ по проблеме
На уроках музыки мы должны решать следующие развивающие задачи: развитие способностей (особенно музыкально-творческих), внимания, музыкального слуха, певческого голоса, памяти, воображения, мышления. Развитие творческих способностей – особенно острая проблема методики музыкального воспитания. А вед ...

Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания
Для детей и подростков физические упражнения служат важным элементом воспитания и подготовки к будущей самостоятельной деятельности. Физическое воспитание представляет собой сложный процесс, основанный главным образом на деятельности с большим калорическим и механическим эффектом. Оно состоит из мн ...

Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией познавательной активности
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, чт ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru