Мусульманские мектебы и медресе

Страница 2

Аналогичные высказывания имеются у Ч. Валиханова, который в статье "Следы шаманства у киргиз" писал: "Все писатели о киргизах говорят и почти во всех географических руководствах пишется, что киргизы-магометане, но держаться шаманских обрядов, или они обряды мусульманские смешивают с шаманским суеверием. Это справедливо. Все шаманские обряды, понятия, легенды столь тесно соединенные с бытом кочевым, сохранились у киргиз в совершенной целости.".Ч. Валиханов указывал, что ислам интенсивно стал распространяться среди казахов лишь в 30-40 годы XIX в.

В силу таких обстоятельств (раздробленность и разобщенность, кочевой и полукочевой образ жизни), мектебы и медресе имелись в центрах оседлости (Туркестан, Семипалатинск, Тараз, Верный и др.). Общепринятый стационарный тип мектебов и медресе, какие были у соседних народов, казахам иметь было затруднительно. Кто хотел получить образование ехал в Самарканд, Бухару и другие города Средней Азии. Однако это могли позволить себе лишь обеспеченные слои населения. Другим каналом мусульманского образования были временные мектебы на летовках, при значительном числе аулов. Учителями там были муллы или ученики среднеазиатских и поволжских медресе.

Количество мектебов и медресе в разных регионах было различно. В одних областях их было много, в других - мало. Особенно много их было в Сыр-Дарьинской области, так как тогда в эту область входили Аулие-Атинский, Шымкентский, Перовский, Казалинский, Ташкентский уезды, город Ташкент. Однако, чисто казахских мектебов и медресе было и там немного.

Необходимо сказать об организационно-педагогической структуре мектебов и медресе, т.е. о помещениях, контингенте учащихся, об организации учебного дела, учебниках и учебных пособиях. Помещениями под казахские мектебы служили летом - кибитки (юрты), а зимой - землянки. Кибитки обычно выделялись состоятельными лицами в порядке частного пожертвования, а землянки делались в складчину всем аулом.

Что касается казахских медресе, то они обычно находились в городах, где имелись постоянные жители и приходские мечети. Однако, наличие приходских мечетей не являлось необходимым условием для существования казахских медресе. Они существовали и там, где не было никаких мечетей.

Помещения под медресе обычно строились отдельными "благотворителями", а иногда вскладчину "всеми прихожанами". По своей внешности казахские медресе не отличались от обычных казахских жилищ. Строились они из необожженного кирпича или дерна с плоскими крышами и маленькими окнами. Такие медресе, существующие в примитивной форме, были в пос. Сложихино (Фурмановского района Западно-Казахстанской обл.), в пос. Уил (Уильского района Актюбинской области), на урочище Батпаккара (Амангельдинского района Кустанайской обл.), на урочище Аласемек (Терен-Узякского р-на Кзыл-Ординской обл.), в пос. Баян-Аул (Павлодарской обл. Баян-Аульского района), на урочище Кен-Тюбек (Есильского района Акмолинской обл.), на урочище Самсы (Джамбулского р-на Алма-Атинской обл.), на урочище Койтас (Уланского района Семипалатинской обл.) и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Возможности народной педагогики
Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству восприятию культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные значения о воспитании и обучении дете ...

Проблема изучения и развития памяти в трудах педагогов и психологов
Данная проблема интересовала множество отечественных и зарубежных ученых с древних времён и до настоящего времени. Вопросами изучения и развития памяти занимались Г. Эббингауз, П. Жане, К. Леви, Т. Рибо, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и другие. Трудно сказать точно, где и когда появились первые цело ...

Психофизиологические особенности умственной деятельности
Основные виды трудовой деятельности человека — умственный и физический труд. В современном обществе существует тенденция к росту числа людей, занимающихся умственной работой. Следует, однако, подчеркнуть, что разделение труда на умственный и физический в определенной степени формально. При многих в ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru