Мусульманские мектебы и медресе

Страница 1

Развитие науки, культуры, просвещения на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, на юге Казахстана, начиная с V в., проходило под определяющим влиянием ислама. В этих регионах в течение тысячелетия (V-XV вв.), ведущая роль в образовании местных народов принадлежала мусульманским мектебам и медресе.

Эти школы появились в Персии и на Ближнем Востоке во второй половине VII века. Их задачами были: распространение ислама, борьба с ересью, свободомыслием (иначе богохульством). Ведь суннизм и шиизм появились уже во второй половине VII века. Позднее появляются и другие религиозные течения в исламе.

Как правило учителями в мектебах были муллы, теологи. Работать преподавателями другим лицам запрещалось. Языком религии и обучения был арабский.

Особый расцвет арабоязычной культуры (Восточный ренесанс V-X вв.) знаменуется возрождением греко-римского культурного, философского, научного наследия, бурным развитием науки, культуры, литературы, быстрым ростом числа мектебов, появлением высшей и средней мусульманской школы - медресе. Эти школы на Востоке, в том числе в Средней Азии, возникли и функционировали за 300 лет до создания первых университетов в Европе. Характерно, что в мусульманских мектебах и медресе периода Восточного ренесанса изучались не только богословские предметы и науки, но и светские - философия, астрономия, астрология, математика, поэзия, музыка, право, медицина и др. Это обеспечивало широкое богословское и научное образование шакирдов (учащихся медресе).

В это время жили и творили известные ученые Востока: аль Фергани - астроном (умер в 829 г.); иранец Абдуллах ибн аль Мукаффа - переводчик индийских книг (724-760); Сабит ибн Курра - звездопоклонник, переводил древнегреческие книги по математике и астрономии (886-901); Мухламад ибн Муса Хорезми - математик, географ (783-850); аль Фараби - философ, ученый (873-950); Закария ар Рази - врач, алхимик (865-925); Абу Али ибн Сина - великий врач (980-1037); Абу Фейхан Бируни - ученый, поэт, философ (973-1050) и др. Их вклад в мировую науку и культуру неоценим.

Если объективно подойти к вопросу, то мектебов и медресе как учебных заведений, у казахов в прошлом немного. Правда в крупных городах южных областей Казахстана (Тараз, Шымкент, Туркестан и др.) функционировали мектебы и медресе. Однако считать их казахскими можно было с большой натяжкой, потому, что в этих городах жило много узбеков, таджиков и др., которые и составляли основную массу учащихся. Отсутствие мектебов и медресе у казахов объясняется тем, что, во-первых, казахи вели кочевой и полукочевой образ жизни; во-вторых, казахи жили отдаленно от таких городов Средней Азии как Бухара, Самарканд, Хива, Фергана и др., от которых шли в свое время многие виды материальной и духовной культуры (литература, школы и т.д.).

С другой стороны, это объясняется тем, что ислам с которым было тесно связано появление мектебов и медресе, пришел к казахам сравнительно поздно. Вообще ислам до монгольского нашествия не был религией большинства тюрок.

К этому можно добавить, что казахи по своим религиозным убеждениям в то время были равнодушны к исламу. В общественном сознании казахов господствовал не ислам, а шаманство - культ предков связанный с магией. Об этом говорил персидский историк XVI века Фазнуллах Рузбехани. В труде "Михман - намэ - и - Бухара" ("Книга бухарского гостя") он пишет: "Известно, что среди казахов все еще держаться признаки неверия, например сохранилось идолоподобное изображение, которому они поклоняются, что не совместимо с мусульманством.".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Система обучения иностранному языку на начальном этапе в разные периоды
Важным временем в методике обучения иностранному языку сыграли пятидесятые года прошлого века. В эти годы реализуются основные положения постановления 1947 года «Об улучшении преподавания иностранных языков в средних школах», которым предусматривалось введение изучения иностранных языков с третьего ...

Методические разработки и рекомендации по использованию учебных видеофильмов
Достоинство любого учебного фильма определяется прежде всего скоростью и точностью восприятия учащимися его основного содержания. Основные преимущества использования учебных видеофильмов: - приоритет деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе; - комплексное использование средств обуче ...

Характеристика основных форм поощрения и наказания школьников
Рассмотренная классификация видов поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих методов стимулирования. Назначение этой классификации - помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru