В этих школах обучали на родном и арабском языках. В содержание образования на ряду с религиозными предметами - вероучением, историей ислама, священной историей и др., включались родной и арабский языки, история, география, арифметика, в некоторых и естественная история. Это повышало их образовательный потенциал.
В качестве примера расскажем о деятельности новометодного мектеба братьев Мамановых в ауле Карагач, Аксуского района, Семиреченской области. Здание школы построено в 1903-1904 гг. сыновьями Мамана. Проект строительства школы, учебная программа, правила внутреннего распорядка были составлены по примеру известного уфимского медресе Галия. Преподавали в нем казахи и татары окончившие специальные учебные заведения. Уроки проводились на казахском языке. Русский язык начинали преподавать в качестве отдельного предмета только с четвертого класса. При школе был открыт вечерний курс по овладению русским языком. Школу "Мамания" в свое время закончили Бейсенбай Кодесов, известные деятели советских учебно-просветительских учреждений. Билял Сулеев, Мейирман Ермектасов, Аубакир Жайшибеков, а также классик казахской литературы поэт И. Джансугуров. Нынешняя средняя школа имени И. Алтынсарина (в Аксуском районе) создана на основе школы Мамания". (8, с.437).
Один из сыновей Мамана - Есенкул преследовал цель сделать школу такой же знаменитой, как и медресе Галия в Уфе. Для этого он ежегодно давал объявления в газете "Казах" и журнале "Айкап", приглашая в свою школу хороших преподавателей. Немало учителей из разных городов откликнулись на призыв. Впоследствии лучшие выпускники школы "Мамания" были направлены на учебу в Уфу, Оренбург, Троицк и другие города. Тем самым началась работа по подготовке местных учительских кадров. В школе обучали арифметике, географии, зоологии, истории, родному, русскому и арабскому языкам и литературе, вероучению и истории ислама, истории татар и др. Преподаванию русского языка препятствовали местные муллы - хаджи. Чтобы подать пример другим Есенкул отправляет своих детей в Сарканд учиться в русской школе.
Внук Мамана Кудайберген Турысбеков, получивший русское образование, 3 мая 1911 года пишет письмо - заявление на имя инспектора училищ Северного района Семиреченской области, в котором просит "прислать учителя по русскому языку для преподавания в новометодной мусульманской школе". И при этом просит "прислать не русского, а киргиза или мусульманина, дабы не искушать невежественную часть населения".
Появление новометодных мектебов и медресе вызвало потребность в новой учебной литературе. Создаются буквари, книги для чтения, учебники арифметики, истории, географии, естествознания и др. Обучение родному языку в Казахстане осуществлялось по букварям: З. Ергалиева "Казахский букварь" (Казань 1910), М. Нурбаева "Казахский букварь" (Уфа 1910), К. Сыгралина "Букварь" (Казань 1913), а также по книге И. Алтынсарина "Мактубат" ("Письма" С. - Петербург, 1889). Примечательно, что авторами этих книг были учителя.
Полезная информация:
Основы технологии игровых форм обучения
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспальк ...
Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого школьника
Исследования советских ученых дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим повреждением коры головного мозга. Умственная отсталость – это не просто «мало ...
Конструирование
современной системы требований к современному уроку
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из путей повышения эффективности обучения является выполнение требований к уроку. Итак, какие же требования предъявляются к современному уроку?! Нужно отметить, что наряду с традиционными требованиями, рассмотренными выше, в ...