Мусульманские мектебы и медресе

Страница 3

Речь идет о типичных казахских медресе, находящихся в сельской местности. Медресе находящиеся в городах где кроме казахов жили узбеки, татары и др., имели лучшие помещения, построенные по типу городских школ. Такие медресе были в Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Кокчетаве, Туркестане, Шымкенте, Верном и др. В южных городах они были похожи на среднеазиатские, а в северных и западных городах - на татарские.

Все казахские медресе существовали в основном за счет пожертвований. Такими пожертвованиями были "закят" (ежегодная подать, взимаемая с имущества и скота состоятельных лиц из расчета одной сороковой части), "фитр" (подаяние даваемое от каждого члена семьи во время великого поста "рамазан" или "ураза"). Часть пожертвований шла в пользу мулл (учителей), часть в пользу шакирдов (учеников), часть на хозяйственные нужды медресе (отопление, освещение и др.) и учебные пособия, тетради, чернила, карандаши и т.п.

Внутренняя обстановка мектебов и медресе была чрезвычайно проста. В них не было обыкновенной школьной мебели (столов, парт, досок и т.п.), ученики сидели, поджав под себя ноги, на полу, устланном кошмами и циновками. В этом отношении особенно выделялись мектебы.

Содержание образования в мусульманских мектебах и медресе было сугубо религиозным и осуществлялось по религиозным книгам. Обучение в мектебах начиналось с зазубривания арабского алфавита, состоящего из 28 букв. Затем шло заучивание 8 вымышленных слов: абджад, хавваз, хутти, каламан, сагфас, карашат, саххаз, зазана. Эти слова не имеют смыслового значения, но в них включены все буквы арабского алфавита. Заучивание этих слов представляет собой мнемоническое средство для изучения арабского алфавита и числового значения букв. В качестве учебных пособий в этот период использовались "Шариат - ул - иман" или "Иман - шарт", содержащие в себе, кроме 28 букв алфавита различные молитвы, совершаемые при религиозных обрядах, некоторые догматические положения ислама, знание которых необходимо каждому мусульманину. Все эти положения были на арабском языке и ученик должен был знать их наизусть, хотя они не были ему понятны. При обучении пользовались буквослогательным методом.

Мектебы у казахов работали нерегулярно - летом и зимой. Летом - во время остановки аулов на "джайлау", зимой - на "кыстау". Учебный год был очень коротким. С учащимися занимались не более 4-5 месяцев. Причем не все ученики могли регулярно посещать занятия. В казахских мектебах учились преимущественно мальчики от 7-8 до 16-17 лет.

Что же касается казахских медресе, то там обучались лица, получившие известное образование в мектебах и желающих углубить свои знания. Обычно они приезжали из отдаленных местностей и устраивались в общежитиях медресе: там они жили, там и учились. Они изучали там арабскую филологию и мусульманское религиозное право, а также ряд предметов, естественно-математического цикла. Но главным было изучение мусульманского богословия. Медресе не имели определенного расписания уроков, определенных программ. У учащихся была только одна цель: получить религиозное образование и стать муллой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Влияние средств массовой информации на воспитание
Средства массовой информации оказывают огромное воздействие на человека в целом, тем более на молодежь, которая черпает и программируется на ценностях, пропагандируемых на страницах печатных изданий. Развитие средств массовой информации привело к тому, что многие культурно-эстетические ценности быт ...

Формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии
Среди активных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления. Это метод 1) программированного обучения, 2) проблемного обучения, 3) интерактивного (коммуникативного) обучения. Все эти методы были предложены как ...

Рекомендации по усовершенствованию сервисной деятельности Центра Развития Ребенка «ЛИМПИК»
Центр Развития Ребенка «ЛИМПИК» в Новом Оккервиле осуществляет свою работу второй год. На сегодняшний день в системе работы центра есть ряд проблем, на устранение которых руководители центра прикладывают все усилия. Мы стремимся быть первыми. Первыми - значит лучшими, лучшими- качественными. На мой ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru