Проанализируем различные учебники по алгебре с точки зрения выявления возможностей формирования и развития исследовательских умений, связанных с обучением решению параметрических уравнений и неравенств.
Проанализировав учебники по алгебре таких авторов, как Ш.А. Алимов и другие, С.М. Никольский и другие, Ю.Н. Макарычев и другие и А.Г. Мордкович, можно сказать о том, что почти у всех задания с параметрами встречаются в малых количествах. Также ни один из авторов этих учебников не рассматривает отдельно, «что такое параметр», и как решать различные уравнения и неравенства с параметрами. Решение таких заданий являются наисложнейшими. Нет таких заданий и в дидактических материалах, и в контрольных, проверочных, и в самостоятельных работах.
У таких авторов, как Ю.Н. Макарычев и другие, Ш.А Алимов и другие, С.М. Никольский и другие рассматривается целая система решения таких заданий по классам с 7 по 9. Но у А.Г. Мордковича встречается большее количество заданий с параметрами, что позволяет у учащихся отработать умение и навык решения таких заданий, и даже использует решение систем линейных неравенств. Также в учебниках для 7-9 классов можно встретить у Ю.Н. Макарычева и А.Г. Мордковича решение систем квадратных параметрических уравнений, чего не прослеживается в учебниках других авторов. Задания у всех авторов учебников очень разнообразны и направлены на исследование уравнений, на определение количества решений, на нахождение корней и другие.
Учащиеся сталкиваются с такими заданиями впервые в 7 классе в основном при решении линейных уравнений, далее в 8 классах при решении квадратных параметрических уравнений, позже в 9 классе, встречаются с решением квадратных параметрических неравенств.
Таблица 1 Количество заданий на решение параметрических уравнений и неравенств
№ |
Учебники по алгебре Ю.Н. Макарычева и др. |
Учебники по алгебре Ш.А.Шалимова и др. |
Учебники по алгебре А.Г.Мордковича и др. | |||||||
7кл. |
8кл. |
9кл. |
7кл. |
8кл. |
9кл. |
7кл. |
8кл. |
9кл. | ||
1 |
Общее количество заданий по алгебре в учебниках 7,8,9 классах |
1289 |
1122 |
1192 |
763 |
917 |
881 |
1145 |
1393 |
676 |
2 |
Количество заданий с параметрами |
13 ≈ 1% |
23 ≈ 2% |
22 ≈ 2% |
11 ≈ 1% |
45 ≈ 5% |
12 ≈ 1% |
13 ≈ 1% |
63 ≈ 5% |
11 ≈ 2% |
Таблица 2. Количество заданий на решение параметрических уравнений и неравенств в соответствии с темой
№ |
Учебники по алгебре Ю.Н. Макарычева и др. |
Учебники по алгебре Ш А. Алимова и др. |
Задачники по алгебре А.Г Мордковича и др | ||||||||
7кл |
8кл |
9кл |
7кл |
8кл |
9кл |
7кл |
8кл |
9кл | |||
1 |
Линейные параметрические уравнения |
10 76,9% |
3 13% |
2 9% |
9 81,8% |
1 2% |
1 83% |
12 75% |
- |
- | |
2 |
Системы линейных параметрических уравнений |
3 23% |
- |
3 13,6% |
2 18,1% |
- |
- |
2 12,5% |
- |
- | |
3 |
Линейные параметрические неравенства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
4 |
Квадратные параметрические уравнения |
- |
20 86,9% |
15 68,1% |
- |
39 86,6% |
9 75% |
2 12,5% |
61 96,8% |
1 9,09% | |
5 |
Квадратные параметрические неравенства |
- |
- |
- |
- |
5 11,1% |
2 16,6% |
- |
2 3,17% |
5 45,4% | |
6 |
Системы квадратных параметрических уравнений |
- |
- |
2 9% |
- |
- |
- |
- |
- |
3 27,2% | |
7 |
Системы параметрических неравенств |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 18,1% | |
Полезная информация:
Педагогические мысли прошлого на развитие личности
Подлинное знание о законах становления личности дает нам ее исторический и структурный анализ: "Отдельного человека мы можем вполне понять, только узнав, как он стал самим собой. Это познание истории развития может идти лишь обратным путем: от приобретенной связи душевной жизни к условиям и фа ...
Методология использования тестовых заданий в
процессе изучения математики
В структуре проверки знаний на уроках математики тесты могут быть предварительными, текущими, тематическими, обобщающими, итоговыми. Так же в зависимости от используемого вида теста варьируются и временные рамки, но все же оптимальным временем для работы с тестом является 10-15 минут. Среди всего м ...
Разработка и проведение эксперимента по обучению детей счету
Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков счета включает в себя несколько этапов: - подготовка проведения эксперимента; -констатирующий срез по выявлению уровня сформированности счетных навыков у детей среднего дошкольного возраста; - формирующий ...