Сравнительный анализ учебников и задачников по алгебре для 7-9 классов с целью выявления основных тенденций в формировании исследовательских умений школьников

Образование и воспитание » Уравнения и неравенства с параметром как средство формирования исследовательских умений учащихся в 7–9 классах » Сравнительный анализ учебников и задачников по алгебре для 7-9 классов с целью выявления основных тенденций в формировании исследовательских умений школьников

Страница 3

В учебнике «Алгебра 7» авторов Ш.А. Алимов и другие встречаются задания с параметрами при рассмотрении темы: «Системы двух уравнений с двумя неизвестными». Еще есть одно задание в упражнениях на повторение всего курса алгебры 7 класса.

№732. Дана функция у = kх + b. При каких значениях k и b график функции проходит через точки (-1; 1) и (2;3). Найдите значение k, если известно, что график функции y = kx – 1 проходит через точку (-3;2).

Из анализа учебника можно сделать вывод, что Ш.А. Алимов и другие практически не уделяет внимание заданиям с параметрами.

В учебнике Ю.Н. Макарычева «Алгебра-7» после изучения темы: «Линейные уравнения с двумя переменными и их системы» вообще нет подобных заданий, только в дополнительных упражнениях к главе 4 есть задания с параметрами повышенной трудности.

№ 1214*. При каком значении а прямые х + у = а пересекаются в точке, принадлежащей оси у?

В учебнике «Алгебра -7» под редакцией А.Г. Мордковича тоже практически нет заданий с параметрами.

Приведем примеры некоторых:

№948. Даны две возрастающие линейные функции у=k1x – m1, у=k2x – m2. Подберите такие коэффициенты k1, k2, m1, т2, чтобы их графики были параллельны.

№1057. Найдите значения коэффициентов а в уравнении ах +8у= 20, если известно, что решением этого уравнения является пара чисел:

а) (2;1); б) (-3;-2).

В рассмотренных учебниках 7 класса встречаются задания с параметрами, но внимания таким заданиям уделяется мало. Такое положение дела представляется, определенным недостатком школьного обучения - хотя известно, что такие задания необходимо включать в учебники с точки зрения необходимости логического развития школьников. Далее учащиеся встречаются с заданиями с параметрами в 8 классе.

Впервые после изучения темы: «Квадратные уравнения». Здесь учащиеся должны уметь решать квадратные уравнения вида: а х2 + bx+с = 0.

У С.М. Никольского и другие встречаются такие задания:

№ 301. При каком числовом значении k уравнение 10х2 + 4x – k = 0 имеет корень равный 0?

И есть задание повышенной сложности. Например,

№ 317*. Для какого числа а уравнение х2 + 2х + с = 0.

а) имеет два различных корня;

б) имеет единственный корень;

в) не имеет корней.

Задания с параметрами так же есть в упражнениях на повторение.

В учебнике «Алгебра-8» авторов Ш.А. Алимов и другие тоже значительно мало таких заданий. Есть одно задание, как и в учебнике С.М. Никольского.

№442. Найти все значения а при которых ах2 +3х + 2 = 0, где а≠0

имеет два различных корня;

не имеет корней;

имеет один корень.

У Ш.А. Алимова и другие встречаются задания с параметрами также при изучении функции вида у = ах2 +bх + с

№616. Найти значение k, если точка (-1;2) принадлежит параболе

у = kх2 +3x-4

у = -2х2 +kх-6

Также у автора этого учебника рассматривается тема: «Решение квадратных неравенств», в которую включены некоторые задания повышенной трудности с параметрами.

№672*. Найти все значения r, при которых неравенство x2 - (2+r)х + 4 >0 выполняется при всех действительных значениях х.

В учебнике «Алгебра – 8» Ю.Н. Макарычева и других уделяется мало внимания решению таких заданий. После теоремы Виета, включены несколько подобных заданий.

Например:

№578. В уравнение х2+ рх-35 = 0 один из корней равен 7. Найдите другой корень и коэффициент р.

№582. Разность корней квадратного уравнения х2 -12x + g=0 равна 2. Найдите g.

Встречаются в главе на повторение более сложные задания на доказательство. После изучения тем «Неравенства и системы неравенств» заданий с параметрами нет, но есть задания такого типа:

№886*. Найдите при каких значениях b уравнение имеет отрицательный корень

а) 10х = 3b

б) 3х-1 = b + 2

в) 3х-3 = 5b - 2

В учебнике «Алгебра – 8» автора А.Г, Мордковича после знакомства с квадратной функцией, ее свойствами и графиком встречается несколько заданий с параметрами среднего уровня трудности.

№474*. Найдите значение коэффициента с и постройте график функции у=х2- 6х+ с, если известно, что наименьшее значение функции равно 1.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Процесс формирования навыков
Существует четыре основных этапа формирования навыков. 1 этап. Осмысливание навыков: обучаемый отчетливо понимает цель, то к чему он стремиться. На данном этапе обучаемый не знает способов достижения цели и при попытке выполнить действия совершает грубые ошибки. К примеру, при учении различать 1000 ...

Двигательный режим детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГТ
Анализ официальных документов, теоретических источников по данной теме показывает, что современный выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, высоким уровнем физической подготовленности, умением сохранять правильную осанку, пот ...

Анализ результатов оценки слухо-произносительной дифференциации звуков речи
При выявлении особенностей фонематического восприятия можно предположить, что у детей с общим недоразвитием речи будет нарушена или недостаточно сформирована слухо-произносительная дифференциация звуков речи. Для оценки слухо-произносительной дифференциации звуков речи детям были предложены следующ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru