Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Образование и воспитание » Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Страница 2

Начиная с 2000 г., на основе Закона РФ «Об образовании» от 1992 г. был принят ряд важнейших основополагающих государственных документов Правительством Российской Федерации, по сути определяющих стратегию развития образования в первой четверти XXI в.:

1. Федеральная программа развития образования (утверждена Федеральным законом РФ от 10.04.2000 г. №51-ФЗ).

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751).

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (одобрена распоряжением Правительства от 29 декабря 2001 г. №1756-р).

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 гг.» (утверждена постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. №122).

Обществоведческая составляющая гражданского образования в общеобразовательной школе определяется Письмом МО РФ от 15 января 2003 г. «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

Таким образом, Президентские пожелания, учтенные Правительственными документами и разработками Министерства образования в 2000–2005 гг., определили приоритетность модернизационных вариаций школьного обществоведческого образования.

Целевая стратегия реформирования современно школьного образования определена в основополагающих государственных документах: Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2005 г. и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В качестве долговременной перспективы развития образования избрано либерально-демократическое направление с конечной целью интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство. Стратегические цели отечественного образования тесно связаны с проблемами социального и экономического реформирования российского общества. Современное образование призвано осуществлять кадровое обеспечение развивающейся рыночной экономики, значительно повысить ее конкурентоспособность в системе международного разделения труда и инвестиционную привлекательность.

В указанных документах подчеркивается приоритетность сферы образования для государства, отражается его стремление принять на себя вместе с общественностью ответственность за создание социально-экономических условий для его эффективного развития и совершенствования, стимулирования в него инвестиций. Государство заинтересовано в сохранении и развитии единого образовательного пространства страны, в формировании в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданского общества. Государство гарантирует поддержку и развитие образовательных учреждений различных форм собственности при реализации ими государственной политик в области образования. Провозглашается также общедоступность и бесплатность среднего общего и полного школьного образования.

Государство выразило желание содействовать опережающему развитию образования, рассматривая его финансирование как вложение средств в будущее страны. В то же время оплата труда педагогов и обеспечение учебного процесса передается из федерального уровня в ведение регионов и местных властей.

Целью модернизации образования провозглашается создание устойчивого механизма его развития. Вместе с тем, при внимательном прочтении указанных документов создается впечатление об их определенной декларативности. Конкретного механизма воплощения в жизнь в целом привлекательных принципов образовательной политики пока нет. Их только предстоит разработать. Некоторые положения документов составлены таким образом, что допускают возможность их неоднозначного толкования, ряд принципов входит в противоречие с реальной действительностью, ряд вопросов исключают друг друга.

В общем виде в этих документах просматривается попытка совмещения неких идеальных целей образования с желанием государственных структур переложить ответственность за дальнейшее содержание школы на общество, семью, для чего включить систему образования в рыночные отношения, добиваясь долгосрочных прибыльных частных инвестиций и их эффективное использование.

Каждый в отдельности принцип Доктрины и Концепции выглядит политически и социально правильным, привлекательным. Однако включенные в единый образовательный документ они не выражают ясной стратегической системности и соподчиненности ключевых задач.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», организационной основой государственной политики РФ в этой сфере является Федеральная программа развития образования, которая была рассчитана на 2000–2005 гг.

Главная цель программы – развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенной Российской Федерацией приоритетности образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Учебная среда процесса обучения
Для того чтобы учащиеся могли мыслить критически необходимо, создать такую учебную среду, которая способствовала бы процессу мышления, поощряла осмысленные дискуссии, обмен идеями и точками зрения. Одним из распространенных является коллективный способ учебной среды, который особенно актуален при р ...

Понятия теории управления
Управление - это процесс создания целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов. отношения управления - отношения, возникающие по поводу распределения и использования власти, по поводу информации, дисциплины, инициативы, собственности, ...

Командно - игровая деятельность
Место использования командно-игровой деятельности в учебном процессе при изучении каждой темы зависит: от цели учебной деятельности (деятельность, направленная на повторение ранее изученного материала и на усвоение нового материала применяется на начальном этапе; деятельность, направленная на закре ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru