Начиная с 2000 г., на основе Закона РФ «Об образовании» от 1992 г. был принят ряд важнейших основополагающих государственных документов Правительством Российской Федерации, по сути определяющих стратегию развития образования в первой четверти XXI в.:
1. Федеральная программа развития образования (утверждена Федеральным законом РФ от 10.04.2000 г. №51-ФЗ).
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751).
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (одобрена распоряжением Правительства от 29 декабря 2001 г. №1756-р).
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 гг.» (утверждена постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. №122).
Обществоведческая составляющая гражданского образования в общеобразовательной школе определяется Письмом МО РФ от 15 января 2003 г. «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
Таким образом, Президентские пожелания, учтенные Правительственными документами и разработками Министерства образования в 2000–2005 гг., определили приоритетность модернизационных вариаций школьного обществоведческого образования.
Целевая стратегия реформирования современно школьного образования определена в основополагающих государственных документах: Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2005 г. и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В качестве долговременной перспективы развития образования избрано либерально-демократическое направление с конечной целью интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство. Стратегические цели отечественного образования тесно связаны с проблемами социального и экономического реформирования российского общества. Современное образование призвано осуществлять кадровое обеспечение развивающейся рыночной экономики, значительно повысить ее конкурентоспособность в системе международного разделения труда и инвестиционную привлекательность.
В указанных документах подчеркивается приоритетность сферы образования для государства, отражается его стремление принять на себя вместе с общественностью ответственность за создание социально-экономических условий для его эффективного развития и совершенствования, стимулирования в него инвестиций. Государство заинтересовано в сохранении и развитии единого образовательного пространства страны, в формировании в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданского общества. Государство гарантирует поддержку и развитие образовательных учреждений различных форм собственности при реализации ими государственной политик в области образования. Провозглашается также общедоступность и бесплатность среднего общего и полного школьного образования.
Государство выразило желание содействовать опережающему развитию образования, рассматривая его финансирование как вложение средств в будущее страны. В то же время оплата труда педагогов и обеспечение учебного процесса передается из федерального уровня в ведение регионов и местных властей.
Целью модернизации образования провозглашается создание устойчивого механизма его развития. Вместе с тем, при внимательном прочтении указанных документов создается впечатление об их определенной декларативности. Конкретного механизма воплощения в жизнь в целом привлекательных принципов образовательной политики пока нет. Их только предстоит разработать. Некоторые положения документов составлены таким образом, что допускают возможность их неоднозначного толкования, ряд принципов входит в противоречие с реальной действительностью, ряд вопросов исключают друг друга.
В общем виде в этих документах просматривается попытка совмещения неких идеальных целей образования с желанием государственных структур переложить ответственность за дальнейшее содержание школы на общество, семью, для чего включить систему образования в рыночные отношения, добиваясь долгосрочных прибыльных частных инвестиций и их эффективное использование.
Каждый в отдельности принцип Доктрины и Концепции выглядит политически и социально правильным, привлекательным. Однако включенные в единый образовательный документ они не выражают ясной стратегической системности и соподчиненности ключевых задач.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», организационной основой государственной политики РФ в этой сфере является Федеральная программа развития образования, которая была рассчитана на 2000–2005 гг.
Главная цель программы – развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенной Российской Федерацией приоритетности образования.
Полезная информация:
Методы диагностики рефлексивных способностей младших школьников
Основными методами диагностики рефлексивных способностей являются: стандартизированное наблюдение, беседа, психодиагностические методики ("Оцени себя", "Что мне нравится в школе", "Автопортрет", методика определения самооценки и уровня притязаний Т.В.Дембо, С.Я.Рубиншт ...
Активизация словаря младшего школьника
О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло ...
Теоретические положения темы "Обыкновенные дроби"
Основные понятия о дроби Что такое доля единицы? Как читается и записывается дробь? На рисунке 1 круг разделен на две равные части. Равные части называют долями. Название долей зависит от того, на сколько равных частей разделена одна целая (единица) или предмет, принимаемый нами за единицу. Если, н ...