Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Образование и воспитание » Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Страница 3

В рамках модернизации образования, как масштабной программы государства в период 2000–2005 гг., разработан и уже реализуется план конкретных мероприятий по основным направлениям школьного обществоведческого образования, который предполагает:

1) обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством;

2) разработка и принятие государственных стандартов общего образования; разгрузка содержания образования;

3) введение единого государственного экзамена;

4) введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.

Со сменой концептуальных целевых основ обществоведческого образования и актуализации пересмотра содержания образовательной области «Обществознание», возникла необходимость доработки Концепции обществоведческого образования в общеобразовательной школе (1999 г.)2.

Доработка концепции призвана представить ее содержание в укрупненном виде как базу для последующей разработки образовательных стандартов, показать возможности всех предметов, входящих в эту образовательную область, создать основу для последующего интердисциплинарного взаимодействия в учебном процессе. Концепция должна быть нацелена на решение поставленных в правительственных документах задач: обеспечить уровень преподавания социальных дисциплин, соответствующий мировым стандартам, в первую очередь экономики и права; дать всем выпускникам средней школы знаний и базовые навыки областях, обеспечивающие активную адаптацию к социальной и природной среде (экономика, право, основы политической системы, социология и т.д.), разгрузить начальную и среднюю школу по сложным теоретическим вопросам3.

С учетом значимости правового образования и усиления внимания к изучению вопросов права в системе обществоведческого образовании, определяло согласно Письму МО РФ от 16.05.2000 г.1, более широкое включение правоведения в структурно-содержательную часть курса. Это привело к серьезным корректировкам Концептуальных основ обществознания в связи с изменениями объемных показателей содержательной линии.

Следующей серьезной содержательной поправкой являлось Письмо МО РФ от 15 января 2003 г., согласно которого в общеобразовательных школах усиление гражданской составляющей в образовательном процессе является составной частью воспитания демократических ценностей у настоящего гражданина страны.

Ориентация социально-гуманитарных дисциплин на формирование и осуществление гражданского образования и воспитания в школе, определили различные взгляды и подходы в формировании концептуальной обществоведческой составляющей по этому направлению3, а основной спектр основных моделей гражданского образования (предметно-тематическая, надпредметная, институциональная, проектная)4 далек от генеральной интеграции.

Одним из механизмов государственного влияния на образовательную сферу влияния является стандартизация. Сам стандарт выступает многофункциональным, сложным комплексом, который призван не только упорядочить процесс образования, но и придать ему дополнительный стимул, ориентировать выпускников школ к базовой подготовке в вузах. Основными объектами стандартизации стали его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основным сторон образования.

В июне 2002 г. законопроект «О Государственном стандарте общего образования» был принят Государственной Думой РФ в первом чтении. Почти 2 года до утверждения в марте 2004 г. федерального компонента Государственного стандарта общего образования, в том числе и в области обществоведческого образования, рабочие группы трудились по доработке стандартов, проходило общественное обсуждение, отклонялись предложенные варианты.

Согласно утвержденному стандарту, российская школа сохранит вариативность образования как базовый принцип образовательной политики и практики. Одним из средств реализации этого принципа является продуманное соотношение федерального, регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений.

В этом документе на сегодняшний день федеральный компонент занимает 75% учебного времени, на региональный выделено – не менее 10% и не менее 10% – на школьный компонент (компонент образовательного учреждения)6.

Любопытен анализ определения объема разгрузки, осуществленной в проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования (2003 г.) по сравнению с действующим Обязательным минимумом содержания общего образования (1998 г.) по предметным темам обществоведения (включая экономику и право).

Резюмируя, можно сказать об интенсификации содержательной линии обществоведческого образования, имея в виду то, что «разгрузка» привела к «перегрузке» в 51 дидактическую единицу или в 83 предметные темы.

В контексте модернизационного направления по совершенствованию механизмов контроля за качеством образования происходит введение системы единых государственных экзаменов (ЕГЭ), призванных обеспечить доступность высшего образования. Эксперимент по введению единого государственного экзамена был определен Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. Согласно этому документу разработано Положение о проведении ЕГЭ, утвержденное приказом МО РФ от 9 апреля 2002 г. и включающее обществознание в список общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru