Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Образование и воспитание » Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Страница 1

На пороге третьего тысячелетия система образования России претерпевает кардинальные изменения, которые касаются не только структуры ее организации, методологии и технологии построения образовательных процессов во всех звеньях этой системы, но главным образом, в переопределении целей образования, его стратегических ориентиров, места в общественной жизни, позволяющих адекватно отвечать на вызовы XXI века.

Необходимость модернизации системы школьного обществоведческого образования определяется следующими основными факторами:

1) изменениями в современном мире социокультурного и иного характера, что оказывает серьезное воздействие на рынок труда и объективно изменяется социальный запрос на образование;

2) новым этапом в развитии отечественной педагогической науки, который обусловлен происходящим в науке переосмыслением роли и места школьного историко-обществоведческого образования в системе общего образования на основе новой парадигмы гуманитарного образования и между-народного опыта построения образовательных систем;

3) изменениями в ментальносте граждан России под влиянием средств массовой информации и международных контактов, ставших следствием нового мирового порядка и новых отношений России с другими странами.

Модернизация образования – это масштабная акция государства, поли-тическая и общенациональная задача, это глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего соответствием социально-значимым и перспективным запросам современной жизни страны.

Государство выступает как инициатор и главная движущая сила модернизационных изменений в образовании, осуществляя при этом запуск процессов и их векторность.

Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, имея во многом болезненный, проблемный и противоречивый характер.

Проблема модернизации отечественного образования была обозначена в августе 1999 г. на заседании Государственного Совета РФ.

Последовавший за этим модернизационный этап обществоведческого образования (начало 2000 г. – по настоящее время) характеризуется более четким формулированием государственной стратегии, целей и приоритетов развития школьного образования.

Основные положения государственной образовательной политики России сформулированы в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 г.1, в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию, в заявлениях по важнейшим вопросам3, размещенных на «Президентском» интернетсайте4.

Президентом неоднократно подчеркивалось:

- о приоритетности сферы образования как «элементе социальной политик государства» (2000, 2004 гг.), «общенациональной значимой задачи России» (2001, 2004 гг.), «вопросе престижа нашего государства, его достояния» (2001 г.), «как о велении времени» (2001 г.), «как богатстве человеческой цивилизации» (2005 г.), «политике, устремленной в будущее» (2005 г.);

- о важности образования как устроителя «демократического процесса России, фундамента становления правового государства» (2002,2003,2005 гг.);

- о «понятности, доступности каждому гражданину государственной политики в сфере образования» (2001 г.);

- о «качественном, добротном, гарантированном, бесплатном образовании с объективной системой оценки знаний, и аттестацией учреждений с функцией контроля образовательного сектора» (2001, 2004 гг.);

- о «практической направленности образования» (2004 гг.), «ориентированного на современный рынок» (2001,2005 гг.);

– о «разработке и необходимости внедрения образовательных стандартов, соответствующих высоким мировым требованиям» (2001, 2004 гг.), «корректировки содержания образования, с поправкой на отечественные наработки» (2004 гг.);

- об «интегративности образования и развитии научной деятельности» (2004, 2005 гг.);

- об «особых мерах государственной поддержки школ (2001, 2005 гг.), в виде 5 тыс. индивидуальных грантов для школьников», «перспективному подходу с 2006 г. к нормативному финансированию учебного процесса» (2005 г.);

- о «подготовке педагога-учителя к модернизационным процессам (2001 г.), о «внедрении современных образовательных технологий, включающих дистанционные программы обучения» (2005 г.);

– о «проблеме ответственности всех уровней власти (федеральных и субъектных) за процесс образования» (2001 г.).

Ключевой мыслью многих выступлений является тезис о «построении гражданского общества с развитием его институтов»1, о гражданском образовании, главной целью которого является воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе», о том, что корнями многих государственных неудач является «неразвитость гражданского общества и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать»3.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Родительские стили воспитания и установки
Родительские установки, или позиции, - один из наибо­лее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отно­шения к ребенку, восприятие ребенка родителем и спо­собов поведения с ним. Понятие «родите ...

Взаимоотношения отца и дочери
В жизни дочери папа – это первый мужчина, которого она встречает в своей жизни, долгое время она считает его единственным. От того, как сложится отношение отца и дочери, впервые 5–7 лет, зависит, кем будут для неё мужчины во взрослой жизни. Сможет ли она доверять им, рассчитывать на их помощь, смож ...

Психолого-педагогические основы применения технических средств при обучении химии
Требования наглядности в обучении были еще провозглашены Яном Амосом Коменским в «Великой дидактике»: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, подлежащее вкусу – вкусом, д ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru