Особенности дыхательного процесса у детей дошкольного возраста

Ребенок рождается с относительно незрелой дыхательной системой.

Легкие плода способны к дыханию примерно с 28-й недели беременности. До этого альвеолы еще неразвиты и только часть капилляров соприкасается с альвеолами. Доношенный здоровый новорожденный издает первый крик через несколько секунд после рождения. Решающим моментом при первом вдохе является сильное сокращение диафрагмы, в результате чего в грудной полости создается быстро нарастающее отрицательное давление и воздух засасывается в легкие.

Каждый новорожденный переживает гипоксию во время родов, поэтому жизненно важно, что еще незрелый организм обладает повышенной устойчивостью к дефициту кислорода. С началом ритмичного дыхания насыщенность кислорода выравнивается в большинстве случаев за несколько минут, остальные параметры газообмена восстанавливаются в течение нескольких часов.

Все органы дыхательной системы новорожденного значительно отличаются от таковых у взрослого. С возрастом эти различия сглаживаются. Нос у младенца маленький, с мягкими хрящами и узкими ходами. Слизистая носа очень нежная и склонна к отеку. При воспалении носа или глотки инфекция легко распространяется в среднее ухо. Глотка, гортань, трахея узкие, с мягкими хрящами. Высокое расположение гортани и соответствующий наклон ротовой полости обеспечивают ребенку возможность свободно дышать во время кормления.

Разделение на бронхи происходит на уровне 3 грудного позвонка, правый бронх является непосредственным продолжением трахеи. Просвет бронхов узкий, хрящи мягкие, слизистая склонна к отеку. Легкие богаты кровеносными сосудами, но еще недостаточно эластичны.

Грудная клетка у новорожденного короткая, широкая и глубокая, ребра расположены почти горизонтально. Такая форма в какой-то степени объясняется большим объемом органов брюшной полости, которые оттесняют ребра в положении вдоха и ограничивают движения диафрагмы. Ребра малоподвижны, возможны лишь незначительные движения в переднезаднем направлении. Поэтому у грудных детей преобладает поверхностное брюшное дыхание.

Частота дыхания для всего полугодия составляет в среднем 35 движений в минуту, но может изменяться в достаточно широких пределах. " Грудной ребенок постоянно находится в состоянии относительной недостаточности дыхания. Все же его дыхательный аппарат в нормальных условиях справляется со своей задачей, но при повышенной нагрузке, как, например, во время болезни, ему не хватает резервов, какие имеются у старших детей. Повышенные требования могут быть покрыты исключительно за счет учащенного дыхания".

В процессе развития детского организма, где-то к 2-3 годам, ребра приобретают косое направление. Грудная клетка растет быстрее легких, и дыхание становится более глубоким, но все еще остается частым, около 30 движений в минуту. При увеличении нагрузки дыхание еще больше учащается.

У детей 3-6 лет дыхание определяется как подвижностью диафрагмы, так и грудной клетки. Ребенок дышит медленнее, при необходимости - глубже.

После 6 лет большинство детей имеет грудной тип дыхания, умеет регулировать и приспосабливать его частоту и глубину в зависимости от обстоятельств.

Легкие ребенка растут непрерывно, в основном за счет увеличения альвеолярного объема. Почти параллельно росту массы идет повышение и общего объема легких. У детей первого года жизни объем легких равен 65-67 мл, к 8 годам он увеличивается в 8 раз, а к 12-в10.

Легкие ребенка имеют сегментарное строение. Каждый сегмент ограничен межсегментарными перегородками, и к нему подходят сегментарный бронх и кровеносные сосуды.

Здоровый ребенок дышит спокойно, равномерно, без напряжения и усилий. У детей 1-2 лет число дыханий в минуту колеблется в пределах 30-35, у 5-6тилетних – около 25, а детей 10-15 лет – 18-20.

Таким образом, формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста зависит от знания воспитателем особенностей дыхательного процесса и использованием разнообразных средств:

- дыхательные упражнения,

- оздоровительный бег,

- дыхательные гимнастики по Бутейко К.П., Стрельниковой А.Н.

Полезная информация:

Методы изучения движений
При преподавании важно учитывать методы изучения движений. В методах изучения движений различают три этапа: этап ознакомительного начального разучивания; этап углубленного разучивания и переход к стадии совершенствования; этап совершенствования, упрочнения навыка, формирования умений оптимального и ...

Нравственное воспитание
Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного в ...

Описание опыта работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива в МУСОШ №18 г. Череповца
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №18" расположена по адресу: ул. Чкалова д. 20а, телефон 57-51-39. Микрорайон находится на западной окраине города. Школа расположена в непосредственной близости с проезжей частью. Около школы находятся: кожно-венерический диспансер, правоохранительно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru