Особенности дыхательного процесса у детей дошкольного возраста

Ребенок рождается с относительно незрелой дыхательной системой.

Легкие плода способны к дыханию примерно с 28-й недели беременности. До этого альвеолы еще неразвиты и только часть капилляров соприкасается с альвеолами. Доношенный здоровый новорожденный издает первый крик через несколько секунд после рождения. Решающим моментом при первом вдохе является сильное сокращение диафрагмы, в результате чего в грудной полости создается быстро нарастающее отрицательное давление и воздух засасывается в легкие.

Каждый новорожденный переживает гипоксию во время родов, поэтому жизненно важно, что еще незрелый организм обладает повышенной устойчивостью к дефициту кислорода. С началом ритмичного дыхания насыщенность кислорода выравнивается в большинстве случаев за несколько минут, остальные параметры газообмена восстанавливаются в течение нескольких часов.

Все органы дыхательной системы новорожденного значительно отличаются от таковых у взрослого. С возрастом эти различия сглаживаются. Нос у младенца маленький, с мягкими хрящами и узкими ходами. Слизистая носа очень нежная и склонна к отеку. При воспалении носа или глотки инфекция легко распространяется в среднее ухо. Глотка, гортань, трахея узкие, с мягкими хрящами. Высокое расположение гортани и соответствующий наклон ротовой полости обеспечивают ребенку возможность свободно дышать во время кормления.

Разделение на бронхи происходит на уровне 3 грудного позвонка, правый бронх является непосредственным продолжением трахеи. Просвет бронхов узкий, хрящи мягкие, слизистая склонна к отеку. Легкие богаты кровеносными сосудами, но еще недостаточно эластичны.

Грудная клетка у новорожденного короткая, широкая и глубокая, ребра расположены почти горизонтально. Такая форма в какой-то степени объясняется большим объемом органов брюшной полости, которые оттесняют ребра в положении вдоха и ограничивают движения диафрагмы. Ребра малоподвижны, возможны лишь незначительные движения в переднезаднем направлении. Поэтому у грудных детей преобладает поверхностное брюшное дыхание.

Частота дыхания для всего полугодия составляет в среднем 35 движений в минуту, но может изменяться в достаточно широких пределах. " Грудной ребенок постоянно находится в состоянии относительной недостаточности дыхания. Все же его дыхательный аппарат в нормальных условиях справляется со своей задачей, но при повышенной нагрузке, как, например, во время болезни, ему не хватает резервов, какие имеются у старших детей. Повышенные требования могут быть покрыты исключительно за счет учащенного дыхания".

В процессе развития детского организма, где-то к 2-3 годам, ребра приобретают косое направление. Грудная клетка растет быстрее легких, и дыхание становится более глубоким, но все еще остается частым, около 30 движений в минуту. При увеличении нагрузки дыхание еще больше учащается.

У детей 3-6 лет дыхание определяется как подвижностью диафрагмы, так и грудной клетки. Ребенок дышит медленнее, при необходимости - глубже.

После 6 лет большинство детей имеет грудной тип дыхания, умеет регулировать и приспосабливать его частоту и глубину в зависимости от обстоятельств.

Легкие ребенка растут непрерывно, в основном за счет увеличения альвеолярного объема. Почти параллельно росту массы идет повышение и общего объема легких. У детей первого года жизни объем легких равен 65-67 мл, к 8 годам он увеличивается в 8 раз, а к 12-в10.

Легкие ребенка имеют сегментарное строение. Каждый сегмент ограничен межсегментарными перегородками, и к нему подходят сегментарный бронх и кровеносные сосуды.

Здоровый ребенок дышит спокойно, равномерно, без напряжения и усилий. У детей 1-2 лет число дыханий в минуту колеблется в пределах 30-35, у 5-6тилетних – около 25, а детей 10-15 лет – 18-20.

Таким образом, формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста зависит от знания воспитателем особенностей дыхательного процесса и использованием разнообразных средств:

- дыхательные упражнения,

- оздоровительный бег,

- дыхательные гимнастики по Бутейко К.П., Стрельниковой А.Н.

Полезная информация:

Методические разработки и рекомендации по использованию учебных видеофильмов
Достоинство любого учебного фильма определяется прежде всего скоростью и точностью восприятия учащимися его основного содержания. Основные преимущества использования учебных видеофильмов: - приоритет деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе; - комплексное использование средств обуче ...

Содержание и формы физического воспитания младших школьников
В решении задач школьной педагогики - физическое воспитание занимает особое место. Оно направлено на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психологических функций организма школьника, обеспечение его всестороннего развития. "Один из основоположников теории физического воспит ...

Проблемы современной семьи
Сначала хотелось бы привести слова знаменитого немецкого философа Гёте, он говорил, что самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет. Ребенок всегда глубоко переживает и страдает, если разрушается семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда всё происходит ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru