СПК как критерий определения качества начального профессионального образования

Страница 1

В настоящее время тенденции развития экономики страны существенно влияют на процесс формирования и модернизации системы начального профессионального образования, а так же ставят перед учебными заведениями новую задачу – готовить специалистов в соответствии с запросами работодателей в компетенциях (профессиональных, сквозных, ключевых). Кроме решения проблем экономического плана, это позволит повысить социальный статус, социальную защищенность выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования (ОУ НПО). Решение обозначенной выше задачи возможно при наличии хорошо отлаженной и эффективно работающей системы социального партнерства.

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», особое внимание обращено на опережающее развитие НПО: «Надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки с ориентацией ее на международные стандарты качества…». Актуальность ориентации отечественной системы начального профессионального образования на международные стандарты качества, в основе которых обучение, основанное на компетенциях, обусловлена интеграционными процессами в международном образовательном пространстве.

Так, в Копенгагене, в ноябре 2002 года была принята Декларация Европейской Комиссии и министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения (ПОО) в Европе, в которой среди множества задач как важнейшие рассматривались проблемы обеспечения качества образования в контексте обучения, основанного на компетенциях. Ключевым вопросом, рассматриваемым в рамках Болонского процесса, является так же качество образования. В Болонской Декларации (1999г.) оно трактуется как совокупность компетенций, позволяющих устанавливать сбалансированность между спросом и предложением квалифицированных кадров на рынке труда.

Ориентация образовательных учреждений на формирование компетенций в процессе обучения, на развитие социального партнерства с предприятиями не только крупного, среднего, но и малого бизнеса приобретают все большее значение, как в практической деятельности профессиональных учебных заведений, так и в государственной образовательной политике Российской Федерации (РФ) на современном этапе.

С началом экономического подъема в России проблема дефицита квалифицированных рабочих кадров во всех отраслях промышленности становится все более острой. Если ранее развитие экономики сдерживалось отсутствием заказов предприятиям, то в настоящее время таким сдерживающим фактором является нехватка рабочих, обладающих необходимыми профессиональными квалификациями и компетенциями.

В Национальной доктрине образования отражены новые условия функционирования системы образования, ответственность социальных партнеров в части достижения высокого качества образования. В числе основных задач государства в области образования выдвигается следующая: привлечение работодателей к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда в квалифицированных рабочих кадрах.

Современный уровень развития науки и техники, а также жесткая конкуренция на рынке труда заставляют работодателей проводить переоснащение предприятий высокотехнологичными оборудованием и технологиями. Это, в свою очередь, требует от образовательных учреждений НПО более высокого качества профессиональной подготовки выпускников. Однако требования к качеству профессионального образования выпускников системы НПО в основном регламентируются государственными образовательными стандартами (ГОС), содержание которых до сих пор ориентировано на освоение дидактических единиц, а не компетенций (профессиональных, сквозных, ключевых). То есть, содержание ГОС НПО не учитывает быстро меняющихся на рынке труда потребностей в профессионально компетентных рабочих.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Умение исследовать в системе специальных знаний
Умение - это сознательное применение имеющихся у ученика знаний и навыков для выполнения сложных действий в различных условиях, т.е. для решения соответствующих задач, ибо выполнение каждого сложного действия выступает для ученика как решение задачи. Исследовательские умения можно разделить на общи ...

Введение новых учебных программ, планов, методов
В 1923-1925 годах были составлены под руководством научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУСа) новые программы, получившие название «Программы ГУСа». Это были не предметные, а комплексные программы. Борясь с имевшимся в старой школе отрывом теории от практики, авторы програм ...

Методические разработки и рекомендации по использованию учебных видеофильмов
Достоинство любого учебного фильма определяется прежде всего скоростью и точностью восприятия учащимися его основного содержания. Основные преимущества использования учебных видеофильмов: - приоритет деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе; - комплексное использование средств обуче ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru