Становление и развитие идеи профильной дифференциации в истории отечественной и зарубежной педагогики

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Становление и развитие идеи профильной дифференциации в истории отечественной и зарубежной педагогики

Страница 7

Структура школыв Англии: 6 (начальная) + 5 (неполная средняя) + 1–2 (полная средняя). После трёх лет обучения в неполной средней школе учащиеся делятся на тех, кто будет заниматься по программам, направленным на поступление в полную среднюю школу (около 40%) и тех, кто не собирается продолжать образование. Таким образом, в последних двух классах неполной средней школы существуют два профиля: академический и неакадемический.

До 1988 г. школы сами составляли учебный план, при этом около 50% учебного времени отводилось на предметы по выбору; обязательных же предметов, как правило, было всего четыре: английский язык и литература, математика, религия, физкультура. В 1988 г. принят Национальный учебный план, обязательный для государственных общеобразовательных школ, в котором перечислены уже 13 обязательных предметов.

Собственно дифференцированное обучение, основанное на интересах и способностях учащихся, начинается, как правило, на четвертом году обучения в неполной средней школе (возраст учащихся – 14 лет). При этом около 50% времени отводится на обязательные предметы, остальное – предметы по выбору. Последние группируются в блоки, из которых учащиеся должны выбрать то или иное количество предметов. Вот типичный вариант предметов по выбору (из каждого блока учащиеся должны выбрать по 4 учебных часа):

1-й блок: физика, физическая наука, биология, естествознание;

2-й блок: география, история, религия, музыка, делопроизводство;

3-й блок: французский язык, изо и дизайн, технология, домоводство, компьютер;

4-й блок: химия, история, драма, технология, домоводство;

5-й блок: география, изо и дизайн, биология, технология, делопроизводство.

Таким образом, 20 часов в неделю занимают предметы по выбору. Остальные 20 часов распределяются по обязательным предметам: английский язык и литература (8 ч), математика (6 ч), физкультура (4 ч), религия (1 ч), курс профориентации (по 1 ч).

На второй год дифференциации обучения создаются равноценные (по уровню теоретических знаний и практических умений и навыков) отделения, углублённые по одному из научных профилей.

У каждого ученика IV класса формируется свой ИУП. Как правило, изучается один обязательный общегуманитарный курс и три предмета по профилю избранного вуза. Поощряется изучение ещё одного-двух предметов не по профилю. Таким образом профильное обучение трактуется как углублённое изучение некоторых предметов на ступени полного среднего образования при условии, что обеспечена достаточно высокая общеобразовательная подготовка по основным предметам на ступени основного общего образования (что на практике не всегда достигается).

Таким образом, если французская модель профильного лицея предполагает решение относительно широких общеобразовательных и профориентационных задач, то в английском варианте эти задачи "сдвинуты" на предшествующую ступень образования, а старшая школа играет чисто репетиционную роль. Однако указанное различие необходимо оценивать в социальном контексте, учитывая различную долю подрастающего поколения, проходящего через старшую ступень во Франции (заметно больше половины) и в Англии (заметно меньше половины).

В условиях сложной организации профильного обучения в Великобритании важным является вопрос о профильной ориентации учащихся, об организации выбора учащимися тех или иных курсов. В английских школах действует система тьюторов – учителей-предметников, которые занимаются организационной и ориентационной работой в том или ином классе. С 13 лет учащихся начинают готовить к принятию решения относительно выбора предмета для изучения в IV классе. Профильная ориентация происходит на уроках по отдельным предметам, на уроках по профориентации, на классных собраниях с участием тьютора, на собраниях параллельных классов с участием руководителя. Большое внимание уделяется урокам профориентации. В программу профориентации включается информация о мире труда, о возможностях получения учащимися высшего и среднего профессионального образования. Помимо нацеливания учащихся на выбор той или ной профессии после окончания школы, учащимся оказывается помощь в выборе направления учёбы, в подборе предметов для изучения. При этом часть времени на уроках профориентации и на собраниях отводится на самооценку учащихся, которые должны оценить свои способности по отдельным предметам, склонности к той или другой профессии и иные качества. К концу третьего года обучения тьютором после консультаций с учащимися и их родителями составляется набор предметов для изучения каждым учеником в IV классе. Определяющую роль в выборе учащимися того или иного профиля играют тьюторы и учителя-предметники, чьи рекомендации, основанные на успеваемости учеников, оказываются решающими. Кроме того, в британских школах введена должность советника по выбору будущей профессии, консультанта по всем вопросам, касающимся дальнейшей учёбы ("карьер-эдвайзер") [87]. Безусловно, описанный опыт оказывается чрезвычайно значимым в контексте введения позиции "тьютора" в современной российской системе профильного обучения, призванного выполнять в том числе и те задачи, которые реализует его британский коллега.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Функции образования
В имеющейся научной литературе имеют место различные точки зрения относительно содержания функций образования и их систематизации. Некоторые исследователи берут за основу результат влияния системы образования на личность и поэтому поводу называют такие их виды как социализация личности, снабжение е ...

Выявление результативности опытно-экспериментальной работы по обучению средних дошкольников счету
После формирующего эксперимента с экспериментальной группой детей был проведён контрольный срез данных по той же методике, что и базисный, целью которого было выявление успешности обучения счету детей среднего дошкольного возраста по разработанной системе. Показатели распределились следующим образо ...

Что ставит под угрозу валидность результатов наблюдения
Требуя научных методов наблюдения, мы пытаемся уменьшить ту опасность, которой постоянно подвергаются наивное наблюдение и восприятие. Некоторые тенденции, ведущие к фальсификации результатов наблюдения, должны быть здесь названы. Восприятие никогда не является процессом, в ходе которого мы нейтрал ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru